Лицензирование в управлении многоквартирными домами могут отменить
Депутат Госдумы Олег Шеин внес на рассмотрение нижней палаты парламента два законопроекта, направленных на корректировку жилищного законодательства.
Первым документом1 предлагается уточнить порядок предоставления гражданам субсидий на оплату ЖКХ. Такая поддержка предоставляется только тем плательщикам, которые не имеют задолженности по уплате этих услуг либо заключили и (или) выполняют соглашения по ее погашению (ч. 5 ст. 159 Жилищного кодекса РФ). В случае принятия поправок отсутствие задолженности необходимо будет подтверждать вступившим в законную силу судебным решением. В настоящее время граждане предъявляют для этих целей такие документы, как справки о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, платежные документы (счета-квитанции, расчетные книжки, счета, квитанции) и т. п.
Некоторые из указанных документов жильцам предоставляют управляющие компании, и это, по мнению парламентария, ставит обеспечение россиян мерами господдержки в зависимость от решений частных фирм. Последние, отмечает Олег Шеин, могут злоупотреблять своими правами – например, предъявлять гражданам к оплате неподтвержденные и не обоснованные с позиции законодательства суммы.
Вторая законодательная инициатива2 депутата предусматривает отмену лицензирования в сфере управления многоквартирными домами. Напомним, с 1 мая 2015 года управлять домом вправе только компании, получившие специальное разрешение (ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ). Но Олег Шеин приводит результаты статистического исследования, проведенного в 75 регионах, которые свидетельствуют: после введения лицензирования количество жалоб граждан на работу управляющих компаний только возросло (1114 жалобы по итогам I квартала 2016 года против 1080 жалоб за аналогичный период 2015 года). Шеин иронически замечает, что введение лицензий на ремонт крыш, подметание улиц и замену лампочек в подъездах себя не оправдало. Это нововведение, по словам депутата, породило сокращение числа участников рынка, уменьшение предложения, рост цен и снижение качества услуг.
В случае принятия указанных законопроектов, первый из них может вступить в силу 1 января 2017 года, а второй – уже с 1 сентября текущего года.