В России может появиться единая информационная система по оповещению о пропавших детях
"Сегодня отсутствует единая информационная система по оповещению о пропавших и похищенных детях. В зарубежных странах такие системы есть, там они четко регламентированы и вписаны в законодательство. Кроме того, в России не разработаны правила и алгоритмы по распространению информации о пропавших детях. Когда информация по непонятным источникам передается в СМИ, последние могут некорректно или без согласования с правоохранительными структурами раскрыть ее, например, указать конфиденциальные сведения либо данные, которые касаются ведения оперативно-розыскной деятельности. Существующие в нашей стране механизмы и системы по оповещению о пропавших детях не ведут к повышению эффективности поисков. Причина в том, что такие системы не имеют единой структуры, часто дублируют друг друга, а их охват ограничен. Сотрудники полиции подчас не информированы о тех ресурсах, которые могут предоставить общественные организации. Поэтому правоохранительные органы не используют имеющиеся механизмы", – озвучил существующие проблемы Президент Фонда "Поиск пропавших детей" Дмитрий Второв вчера на круглом столе в ОП РФ.
"Где-то госорганы нас понимают и идут навстречу, где-то – нет. Бывает, создаются параллельные добровольческие структуры, которые пытаются конкурировать между собой", – подтвердил председатель Комиссии ОП РФ по развитию и поддержке добровольчества (волонтерства), благотворительности и патриотическому воспитанию Сергей Щетинин. "Мы встречаемся с тем, что у территориальных органов полиции не налажено взаимодействие с транспортной полицией и наоборот. Именно здесь волонтеры играют важную роль: они ходят по территории вокзалов, опрашивают сотрудников и пассажиров, ищут потерявшегося ребенка. Самая важная роль волонтера – информирование населения", – рассказал руководитель Молодежного движения "Поиск пропавших детей" Николай Ковалев.
Для решения этих проблем Дмитрий Второв предложил создать единую информационную систему по оповещению о пропавших и похищенных детях. Предполагается, что в нее будут вноситься данные не по всем случаям пропажи детей – иначе произойдет перенасыщение общества информацией, снизится уровень интереса и реагирования на проблему, – а только при наличии угрозы ребенку. Таким образом, система не указывает на необходимость или отсутствие необходимости в поисках пропавшего ребенка – она лишь определяет уровень информирования общества и привлечения дополнительных ресурсов под конкретный поиск.
В системе планируется отражать информацию о более 5 тыс. детях, находящихся в поиске, что составит от 10% до 12,5% всех пропавших людей в России. Так, в систему попадут данные о пропавших детях при наличии одновременно хотя бы двух условий: ребенку до 11 лет включительно, ранее он не уходил из дома, его исчезновение было внезапным, произошло скорее в безлюдной среде, имеется опасность по состоянию здоровья ребенка (например, инсулиновая зависимость, заболевания сердца). Кроме того, в систему целесообразно заносить все резонансные поиски детей в стране. При этом по каждому случаю будет проводиться реальная работа привлеченных организаций.
Единая информационная система по оповещению о пропавших и похищенных детях должна позволять выводить информацию в любых форматах и настраиваться под любую организацию. Например, поисковые организации смогут легко создавать через нее листовки с фотографией и данными ребенка, при этом собственными телефонами и логотипом. "Система ориентирована прежде всего на взаимодействие с МВД России", – пояснил Дмитрий Второв. Таким образом, верификация и распространение информации будут происходить только по согласованию с полицией. После закрытия розыска материалы планируется переносить в архив с присвоением им статуса "конфиденциально" – так что посмотреть их смогут только координаторы поисковых мероприятий.
По подсчетам Ассоциации волонтерских организаций "Поиск пропавших детей", с внедрением информационной системы и развитием Ассоциации и других организаций как единого проекта федеральный бюджет сэкономит до 2,5 млрд руб. Данная экономия складывается из совокупного труда координаторов и организаторов волонтерской деятельности, которые организуют поисковые и профилактические мероприятия, а также занимаются реабилитацией детей.