Использование Интернета при совершении преступлений предлагают отнести к отягчающим обстоятельствам
С такой инициативной выступила вчера на VII Международном Форуме безопасного интрернета зампредседателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина. "Настало время поставить вопрос об отнесении применения интернет-технологий при совершении преступлений к числу отягчающих обстоятельств, внеся соответствующие изменения в ст. 63 УК РФ. Чтобы всякий раз, когда с помощью Интернета совершалось или организовывалось преступление либо облегчалось его совершение, это учитывалось при назначении наказания. Соответствующий законопроект мы обязательно подготовим в ближайшее время", – пообещала она.
Кроме того, по ее словам, в ближайшем будущем может быть усилена ответственность за совершение преступлений с использованием Интернета. В настоящий момент применение интернет-ресурсов является квалифицирующим признаком лишь в ряде случаев – например, при распространения порнографии (п. б) ч. 3 ст. 242 УК РФ) и публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности (ч. 2 ст. 280 УК РФ). Вместе с тем при совершении подавляющего количества преступлений этот фактор не учитывается. Среди них доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ), вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий (ст. 150-151 УК РФ), содействие в террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), организация деятельности террористической организации и участие в такой деятельности (ст. 205.5 УК РФ), склонение к употреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230 УК РФ). Во всех этих случаях предлагается включить условие об использовании Интернета в качестве квалифицирующего признака.
Вместе с тем предлагается внести отдельные поправки в статью, предусматривающую ответственность за доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ). В частности, по мнению Совета Федерации, должна быть введена персональная ответственность владельцев сайтов и социальных сетей за размещение информации, пропагандирующей либо облегчающей совершение суицида. При этом ответственность за подстрекательство к самоубийству с использованием Интернета не должна зависеть от наличия конкретных жертв. Напомним, что в настоящее время привлечь виновное лицо к ответственности можно лишь в том случае, когда удалось установить наличие с его стороны подстрекательных действий в отношении жертвы. Статистика такова, что за последнее время число суицидов среди детей и молодежи существенно выросло – по данным Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, более чем на 35%.
Не меньшего внимания заслуживает инициатива, связанная с борьбой с распространением детской порнографии. Лишь недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект, определяющий это понятие1. На рассмотрении депутатов проект закона находился с июля 2012 года. "Как можно бороться с детской порнографией, когда в уголовном законодательстве не определено, что же это такое?!", – справедливо заметила Елена Мизулина. При этом она привела неутешительную статистику и в этой области – за три года было выявлено около 4 тыс. преступлений, связанных с детской порнографией, – и это только то, что было официально выявлено следственными органами. При этом только каждый третий из числа осужденных получил наказание в виде лишения свободы, в то время как на каждого такого преступника приходится в среднем пять-шесть преступлений.
доступ на 3 дня!
Получить доступ
В то же время несколько резонансных законопроектов пока не дошли даже до первого чтения, в их числе:
- законопроект о пожизненном лишении свободы педофилов, если их действия повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть ребенка2;
- законопроект, отменяющий срок давности для преступлений, совершенных педофилами3;
- законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за переписку педофилов с детьми в Интернете4.
Одним из самых эффективных способов борьбы с распространением негативной информации в сети Мизулина считает так называемую предфильтрацию, то есть автоматическое определение в режиме реального времени содержимого запрашиваемой пользователем страницы и ее оценка – если интернет-страница содержит запрещенную информацию, система автоматически ее блокирует. "Мы очень долго на эту тему дискутировали, и появляется все больше аргументов за такой способ регулирования Интернета. Пусть он даже не самый совершенный, но это все-таки способ, который можно применить, чтобы защитить детей, граждан, информационный суверенитет и традиционные ценные", – отметила она.
Ряд существенных изменений может коснуться и обеспечения безопасности персональных данных в Интернете. Депутат Госдумы Илья Костунов высказал идею о создании реестра, содержащего информацию обо всех разрешениях на обработку персональных данных, которые когда-либо давал пользователь в сети. Прежде всего, это необходимо для того, чтобы реализовать право человека на отзыв данного им ранее разрешения (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных"). "Вспомнить, сколько мы дали таких согласий за свою интернет-карьеру, никто точно не сможет, поэтому должен быть создан специальный реестр, с помощью которого человек, неважно через сколько лет он осознает такую необходимость, мог отозвать любое из них", – прокомментировал он.
Кроме того, депутат предложил определить единую методологию расчета ущерба, возникшего в связи с незаконной обработкой персональных данных. Чем выше будет эта сумма и чем строже ответственность, тем более эффективной, по убеждению Костунова, станет борьба с нарушителями.
В целом же, как отметили участники форума, российское законодательство, регулирующее использование информационных технологий, развивается достаточно стремительно. Количество действующих законов, по словам Елены Мизулиной, вполне позволяет провести их систематизацию и кодификацию – это, отметила она, поможет уйти от избыточных, противоречивых и ненужных норм и, в свою очередь, урегулировать те вопросы, регламентация которых действительно необходима. "С помощью интернет-технологий можно осуществить и то, что в прошлые века занимало десятилетия – систематизировать российское законодательства в целом. Напомню, что в современной России пока так и нет своего "свода законов", а с помощью Интернета его можно было бы достаточно быстро подготовить и сделать открытыми для всех граждан. Это здорово, когда человек имеет доступ к тому законодательству, которое определяет его жизнь", – заключила она.