Новости и аналитика Новости Изменения в УПК РФ предлагается вносить не чаще одного раза в год

Изменения в УПК РФ предлагается вносить не чаще одного раза в год

Изменения в УПК РФ предлагается вносить не чаще одного раза в год Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству намерен в ближайшее время разработать законопроект, предусматривающий особый порядок внесения изменений в кодекс. Предлагается установить, что такие поправки должны вноситься исключительно на основании отдельного закона, и запретить, соответственно, включение положений об изменении норм УПК РФ в тексты законов, изменяющих другие законодательные акты. При этом приниматься такие специальные законы должны не чаще чем один раз в год. Кроме того, для всех вводимых соответствующими законами поправок должна быть установлена единая дата вступления в силу, например – 1 марта года, следующего за годом принятия акта. Таким образом и правоприменителям, и обычным гражданам будет проще отслеживать изменения в уголовно-правовом законодательстве, подчеркнула заместитель председателя указанного комитета Елена Мизулина в ходе прошедших сегодня в Совете Федерации парламентских слушаний на тему: "Уголовно-процессуальное законодательство РФ: состояние и перспективы".

Необходимость упорядочения процедуры внесения поправок в УПК РФ связана с существенным увеличением их количества в последние годы. Так, в 2013-2014 годах принималось по два-три соответствующих закона в месяц, а 31 декабря 2014 года был установлен своеобразный рекорд – принято сразу семь таких актов. Всего за почти 14 лет действия кодекса – с 1 июля 2002 года – был принят 191 закон, корректирующий его положения.

Вносимые поправки далеко не всегда обоснованны и порой нарушают внутреннюю логику УПК РФ, отметили участники слушаний. В связи с этим предлагается создать рабочую группу по мониторингу уголовно-процессуального законодательства в целях разработки согласованных предложений по его изменению, в идеале – при Президенте РФ, по аналогии с действующим при главе государства Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Последний занимается разработкой и проверкой законопроектов, предусматривающих внесение изменений не только в сам ГК РФ, но и смежные акты, затрагивающие гражданско-правовые отношения.

Кроме того, в ходе слушаний в очередной раз был поднят вопрос о необходимости разработки закона о нормативно-правовых актах, который определит процедуру принятия всех видов НПА и принципы соотношения как международного и национального законодательства, так и национальных законов между собой. Ректор Российского государственного университета правосудия Валентин Ершов предложил также принимать кодексы в виде федеральных конституционных, а не федеральных законов, что гарантирует их безоговорочное верховенство над другими отраслевыми законами.

Обсуждая вопрос о том, какие изменения должны быть внесены в УПК РФ в ближайшее время, участники слушаний сошлись во мнении о необходимости восстановления надзорных полномочий прокуроров в ходе досудебного производства по уголовным делам, которыми они обладали ранее. Напомним, их полномочия были существенно ограничены Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ. Так, прокуроры утратили, в частности, право давать указания следователю о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий, а также отстранять следователя от производства расследования. Лишились они и полномочий по возбуждению и прекращению уголовных дел. Предполагалось, что это обеспечит процессуальную независимость следователей на этапе предварительного расследования, но на практике привело к тому, что они стали зависимыми от руководителей следственных органов, к которым, по сути, перешли принадлежавшие прокурорам полномочия, отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Александров. Поэтому предлагается вернуть прокурорам право на возбуждение и прекращение уголовных дел и снова закрепить в кодексе положение о согласовании с ними ходатайств следователей об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения.

В декабре текущего года комитет планирует провести еще одни парламентские слушания, приуроченные к 15-летию со дня принятия УПК РФ, в ходе которых будут подведены итоги уголовно-процессуальной реформы и обозначены векторы дальнейшего развития уголовного процесса в России, отметила в заключение Елена Мизулина.

Документы по теме:

 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Читайте также:

В УПК РФ предлагается ввести новую меру пресечения – запрет определенных действий
Речь идет о запрете находиться в определенных местах, общаться с отдельными лицами, пользоваться телефоном, Интернетом и т. д.

Предельный срок содержания обвиняемых под стражей: продлевать можно, но не без оснований

Предельный срок содержания обвиняемых под стражей: продлевать можно, но не без оснований
КС РФ пояснил, при каких обстоятельствах допустимо не ограниченное конкретными временными рамками превышение этого срока при возвращении судом уголовного дела прокурору.