Предлагается уточнить порядок определения ставок по договорам аренды госимущества субъектами МСП
Депутаты Госдумы Владимир Васильев, Мартин Шаккум, Виктор Климов и Виктор Звагельский представили законопроект1, который призван усовершенствовать порядок аренды государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП). Напомним, законодательство предусматривает для них льготные арендные ставки (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; далее – закон о развитии МСП).
Парламентарии предлагают дополнить указанный закон правилом, по которому размер льготной ставки арендной платы будет определяться нормативными правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ или муниципальными правовыми актами (в зависимости от того, в чьей собственности находится предоставляемое в аренду имущество).
Какие еще льготы предусмотрены для малого и среднего бизнеса? Узнайте из материала "Субъекты малого и среднего предпринимательства" в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки"
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Объясняется это тем, что в настоящее время существует правовая коллизия. С одной стороны, установлен упрощенный порядок заключения договоров аренды госимущества с малым и средним бизнесом. Так, властные органы соответствующего уровня формируют специальные перечни имущества, предназначенного для передачи в аренду и имеют право самостоятельно определять порядок и условия аренды – в том числе в том числе льготы для предпринимателей, занимающихся социально значимыми или иными приоритетными видами деятельности (п. 4-4.1 ст. 18 закона о развитии МСП). Имущество передается бизнесу без торгов, а согласовывать указанные перечни с ФАС России не нужно (п. 4 ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; далее – закон о защите конкуренции).
С другой стороны, законодательство об оценочной деятельности обязывает власти провести оценку права аренды имущества в целях определения его стоимости (ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При продлении договоров аренды государственного и муниципального имущества размер арендной платы также должен устанавливаться по результатам оценки рыночной стоимости объекта (ч. 9 ст. 17.1 закона о защите конкуренции).
Авторы законопроекта подчеркивают, что такое противоречивое правовое регулирование приводит к неоднозначной правоприменительной практике. Они добавляют, что предлагаемая законопроектом норма позволит государственным и муниципальным органам при заключении договора аренды, в том числе на новый срок, самостоятельно определять размер ставки арендной платы.