ВС РФ готовит новые разъяснения по вопросам применения судами таможенного законодательства
Фото: пресс-служба ВС РФ
ВС РФ в ближайшее время рассмотрит вопрос о принятии новых разъяснений, посвященных вопросам разрешения таможенных споров (далее – Проект постановления о таможенных спорах). Проект документа был представлен вчера судьям на заседании Пленума ВС РФ. Текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ.
Как рассказала судья ВС РФ Татьяна Завьялова, необходимость в пересмотре позиций Суда по ряду вопросов назрела в связи со значительными изменениями в правовом регулировании таможенных отношений, вызванными образованием единой таможенной территории в рамках Евразийского экономического союза. Кроме этого, подчеркнула судья, не все вопросы, нашедшие свое отражение в ряде ранее принятых Пленумом ВАС РФ разъяснений, были решены удачно. В частности, это касается особенностей определения таможенной стоимости товаров а также процедуры возврата таможенных платежей. Новый документ призван решить существующие проблемы. При этом ряд ныне действующих разъяснений предлагается не применять вовсе – полностью или в части, противоречащей новой позиции суда. Могут быть отменены постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 20, п. 1-8 постановления Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. № 79 и постановление Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 96.
Так, в документе отражены новые подходы к разрешению споров об определении таможенной стоимости ввозимых на территорию Таможенного союза товаров. Как отметила Татьяна Завьялова, эта категория споров является наиболее значимой в практике судов. В частности, в соответствии с Проектом, судьям предлагается отклонять необоснованные доводы таможенных органов о занижении цены ввозимых товаров, если они не были подтверждены соответствующими сведениями – признается презумпция достоверности представленной информации о стоимости товаров. При этом бремя доказывания несоответствия декларируемой стоимости товаров реальной возлагается на таможенные органы (абз. 2 п. 5, абз. 2 п. 6 Проекта постановления о таможенных спорах).
Фото: пресс-служба ВС РФ
В то же время обязанность подтвердить соответствие декларируемой таможенной стоимости ввозимых товаров с предпринимателей не снимается (абз. 1 п. 6 Проекта постановления о таможенных спорах). В связи с этим авторы Проекта рекомендуют предпринимателям заблаговременно собирать доказательства своей добросовестности, если стоимость таможенного товара значительно отличается от цен на аналогичные товары (абз. 2 п. 9 Проекта постановления о таможенных спорах). При этом судьям предлагается не расценивать отдельные недочеты, допущенные при оформлении документов об условиях сделки, как повод для опровержения факта ее заключения на определенных условиях (абз. 4 п. 7 Проекта постановления о таможенных спорах). А в случае проведения дополнительной проверки достоверности представленных декларантом сведений, таможенный орган обязан предоставить ему реальную возможность для устранения возникших сомнений. Одновременно декларанту должны быть разъяснены основания, по которым представленные им сведения не устраняют возникшие у таможенников сомнения (абз. 1-2 п. 8 Проекта постановления о таможенных спорах).
Документ затрагивает также вопросы, связанные с перемещением через границу товаров, используемых гражданами для личных нужд. Так, согласно ст. 354-355 Таможенного кодекса Таможенного союза, эти товары декларируют и выпускают без применения таможенных процедур. Эту возможность нередко используют в своей деятельности мелкие предприниматели, ввозя товары без уплаты обязательных таможенных платежей. Судам предлагается не принимать в качестве довода об использовании такого товара не для личных нужд факт его последующей, после пересечения таможенной границы, продажи. Однако систематическая продажа ввезенных для личного пользования товаров (более двух раз) уже может послужить причиной для отказа в применении предусмотренным Таможенным кодексом Таможенного союза льгот (гл. 49 Таможенного кодекса Таможенного союза; абз. 3 п. 21 Проекта постановления о таможенных спорах).
Пункт 23 Проекта посвящен критериям, опираясь на которые суды смогут установить факт безвозвратной утраты временно ввезенных на территорию Таможенного союза транспортных средств, например, в результате автомобильной аварии или угона. Это важно для решения вопроса об освобождении декларанта от уплаты ввозных таможенных пошлин (п. 2 ст. 80, п. 2 ст. 283, п. 6 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза). Так, судам рекомендуется оценивать обоснованность отказа таможенного органа в признании факта уничтожения транспортного средства, исходя из невозможности отремонтировать поврежденное имущество, или чрезмерно высокой стоимости ремонта, равной или превышающей его стоимость. Кроме того, исключающим обязанность по уплате таможенных платежей рекомендовано признавать факт угона транспортного средства, в результате которого невозможен его обязательный вывоз за пределы Таможенного союза. Однако, и угон не является абсолютным основанием для освобождения от платежей – предполагается, что суд сможет отказать в соответствующем ходатайстве, если сочтет сомнительными обстоятельства утраты имущества (абз. 2-4 п. 23 Проекта постановления о таможенных спорах).
Судьи ВС РФ также предлагают защитить декларантов от неправомерного начисления пеней, когда причины просрочки уплаты таможенных платежей обусловлены бездействием таможенников (абз. 2 п. 24 Проекта постановления о таможенных спорах). Это касается случаев самостоятельного взыскания пошлин и налогов таможенными органами за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей и залога, вносимых декларантами (ч. 1 ст. 158 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Кроме того, пени не будут взиматься, если декларант в своих действиях следовал разъяснениям уполномоченного федерального органа, однако в результате возникла просрочка (абз. 3 п. 24 Проекта постановления о таможенных спорах).
Кроме этого, на вчерашнем заседании Пленума ВС РФ судьи проголосовали за внесение в Госдуму законопроекта, согласно которому предлагается предусмотреть в АПК РФ норму об отказе в принятии искового заявления, по аналогии с предусмотренными ГПК РФ и КАС РФ правилами (постановление Пленума ВС РФ ''О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона ''О внесении изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации''). Как пояснила судья ВС РФ Ирина Букина, отсутствие в настоящие время в АПК РФ такой нормы, приводит к тому, что производство по заявлениям, очевидно не подлежащим рассмотрению в арбитражных судах, прекращается уже только при рассмотрении дела. По словам судьи, принятие поправок позволит оптимизировать судебный процесс и снизит судебную нагрузку в арбитражных судах и положительно скажется на качестве правосудия. Текст законопроекта также имеется в распоряжении редакции портала ГАРАНТ.РУ.
В случае принятия законопроекта в его нынешней редакции, судьи арбитражных судов смогут отказать в принятии заявления по следующим основаниям:
- заявление не подлежит рассмотрению и решению в арбитражном суде;
- по этому спору имеется вынесенное ранее судебное решение арбитражного суда;
- по этому спору имеется вынесенное ранее решение третейского суда (абз. 5-7 ст. Законопроекта).
При этом определение об отказе в принятии искового заявления может быть обжаловано (абз. 12 Законопроекта).
Также Пленум ВС РФ принял постановление ''О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей'' (далее – постановление о дисциплинарной ответственности судей). Пленум ВС обсуждал проект этого постановления еще две недели назад – 29 марта. Об этом мы писали ранее.
В последнем варианте были учтены некоторые поступившие от судей предложения, в основном редакционного характера. В то же время, из абз. 2 п. 21 постановления о дисциплинарной ответственности судей было исключено такое основание, которое может считаться уважительной причиной в случае неявки судьи на заседание квалификационной коллегии, как болезнь члена его семьи.