Новости и аналитика Новости Счетная палата РФ попросит прокуроров проверить работу ОЭЗ

Счетная палата РФ попросит прокуроров проверить работу ОЭЗ

Счетная палата РФ попросит прокуроров проверить работу ОЭЗСчетная палата РФ подвела итоги проверки в сфере управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ) в части, касающейся эффективности использования средств федерального бюджета и госимущества при создании и функционировании ОЭЗ в 2014-2015 годах. Аудиторы пришли к выводу: более чем 10-летний опыт существования особых экономических зон показывает, что они так и не стали действенным инструментом поддержки национальной экономики. Напомним, Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" вступил в силу в конце августа 2005 года.

По данным аудиторов, строительство объектов инфраструктуры осуществлялось медленно и с нарушением сроков строительства во всех ОЭЗ без исключения. Так, по состоянию на 1 января 2016 года из 758 запланированных к строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ введено в эксплуатацию только 526. При этом плановые значения подлежащих вводу в эксплуатацию объектов ежегодно корректируются в связи с переносом сроков строительства объектов на более поздние периоды.

Это не могло не отразиться на стоимости рабочих мест в ОЭЗ. "На территории ОЭЗ за 10 лет создано 18 177 рабочих мест. Давайте соотнесем 121,9 млрд руб., которые вложили из федерального бюджета, 185,9 млрд руб. – вместе с субъектами и 18 177 рабочих мест: разделите, сколько стоит одно рабочее место за 10 лет [почти 17 млн руб. – Ред.]. О какой эффективности здесь можно говорить?", – задала риторический вопрос Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова.

У аудиторов есть претензии и к действующему регулированию. Отмечается, что в настоящее время ответственность регионов по выполнению финансовых обязательств соглашениями о создании ОЭЗ не предусмотрена. В результате по состоянию на 1 января 2016 года обязательства региональных бюджетов не выполнены ориентировочно на 41,7%, или более чем на 45 млрд руб. В то же время, управляющие компании ОЭЗ освоили не все выделенные деньги. На 1 января текущего года объем неиспользованных управляющими компаниями средств федерального бюджета составил 24,8 млрд руб.

В целом, отмечает Счетная палата РФ, по состоянию на 1 января 2015 года объем выручки резидентов ОЭЗ от продажи товаров, работ и услуг был крайне низок и составлял лишь 0,2% от объема валового регионального продукта по 20 регионам, в которых находились действующие ОЭЗ. Информацию о результатах контрольного мероприятия аудиторы направят палатам Федерального Собрания, в Минэкономразвития и Минфин России, Президенту РФ и т. д.

А некоторые итоги проверки, считают в Счетной палате РФ, должны быть направлены в Генеральную прокуратуру РФ. Так, было выявлено, что расходы управляющих компаний на услуги по разработке различных концепций по созданию и управлению ОЭЗ составили 578,7 млн руб. Фактически за счет федерального бюджета осуществлены расходы на оплату консультационных и маркетинговых услуг одной из компаний для ОЭЗ в Псковской области на сумму 112,9 млн руб.

В настоящее время в России существуют 33 ОЭЗ четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые и туристско-рекреационные. Помимо Минэкономразвития России управление ОЭЗ осуществляют 15 акционерных обществ.

Документы по теме:

Читайте также:

Программа предоставления госгарантий по кредитам для стратегических предприятий продлена на 2015 год
При этом срок принятия решения о выдаче госгарантии сокращен  c 20 до 5 дней, а срок ее предоставления – с 30 до 15.

Компании, заключившие специальные инвестиционные контракты, могут получить дополнительные преференции

Компании, заключившие специальные инвестиционные контракты, могут получить дополнительные преференции
Минпромторг России предлагает в том числе внести поправки в НК РФ, чтобы оградить такие организации от повышения налогов на весь срок действия контракта.

Политика импортозамещения в России: от слов к делу
На волне антироссийских санкций у отечественной экономики появился шанс значительно повысить конкурентоспособность отечественной промышленности. Будет ли он использован?

Представлен прогноз социально-экономического развития России на 2016-2018 годы

Представлен прогноз социально-экономического развития России на 2016-2018 годы
Согласно его базовому варианту, темпы роста экономики в 2016 году оцениваются на уровне 0,7%.