Утвержден единый порядок оказания госуслуг в электронной форме
Правительство РФ определило своим постановлением правила оказания электронных государственных и муниципальных услуг, которые распространяются на федеральные, региональные и местные органы власти, и кроме того новым документом обязаны будут руководствоваться сотрудники ПФР, ФФОМС и ФСС России, Госкорпорации "Росатом" и Госкорпорации "Роскосмос" (постановление Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг").
Так, федеральные исполнительные органы, внебюджетные фонды и указанные госкорпорации должны не позднее 1 июля 2017 года гарантировать предоставление госуслуг в электронной форме с использованием Единого портала госуслуг. Предусмотрено, что при этом заявителю должны быть обеспечены:
- получение бесплатной информации о порядке и сроках предоставления услуги;
- запись на прием в орган, организацию или МФЦ для подачи запроса о предоставлении услуги (при этом заявитель должен быть ознакомлен с расписанием работы органа и свободным временем для записи);
- формирование запроса с использование единой формы, образец заполнения которой будет доступен заявителю;
- прием и регистрация органом или организацией запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
- оплата государственной пошлины за предоставление услуг;
- получение результата предоставления услуги;
- получение сведений о ходе выполнения запроса;
- осуществление оценки качества предоставления услуги;
- досудебное обжалование решений и действий (бездействия) органа или организации либо их должностных лиц, а также государственного или муниципального служащего.
Чиновники не смогут отказать в приеме или исполнении запроса, если он подан в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления услуги, опубликованной на едином портале или официальном сайте органа.
Важно, что пользователю будет обеспечена возможность вернуться на любой из этапов заполнения электронной формы запроса без потери ранее введенной информации. Все запросы будут сохраняться, и пользователи смогут обратиться к ранее сформированным запросам (в течение не менее одного года с момента формирования), а также к частично сформированным запросам (в течение не менее трех месяцев). Если запрос необходимо направить нескольким заявителям, то каждый из них сможет заполнить одну и ту же электронную форму такого запроса.
Заявитель вправе по своему выбору получить по итогам оказания услуги документ в электронной форме. Он будет подписан усиленной квалифицированной электронной подписью, а орган, организация или МФЦ обязаны будут помимо этого предоставить гражданину документ на бумажном носителе, подтверждающий содержание электронного документа. Эти правила не касаются документов, которые могут быть оформлены только в бумажном виде.
Регионам рекомендовано привести порядок оказания услуг в электронной форме по новым требованиям не позднее 31 декабря 2018 года.