Рассмотрение законопроекта о расширении подсудности судов присяжных может затянуться
Речь идет о законопроекте1, который Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму в середине марта. По мнению экспертов, одним из самых дискуссионных вопросов, которые возникнут при его обсуждении депутатами, станет вопрос финансирования. Дело в том, что, с одной стороны, законопроектом предусматривается сокращение количества присяжных в коллегиях, формируемых в областных и равных им по уровню судах, с 12 до 8 человек, в связи с чем должны снизиться расходы на вызов кандидатов в присяжные заседатели и материальное обеспечение участвующих в судопроизводстве присяжных.
С другой стороны, в случае принятия законопроекта количество дел, которые могут быть рассмотрены с участием присяжных, увеличится во много раз, поскольку он предусматривает возможность формирования коллегий присяжных в районных судах, а также в гарнизонных военных судах2 (коллегии будут состоять из шести человек). На проведение такой реформы потребуется около 12 млрд руб., сообщил член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин в ходе прошедшего вчера в "Парламентской газете" круглого стола: "Чем займутся присяжные в России?".
К подсудности присяжных в районных судах предлагается отнести дела о ряде особо тяжких преступлений, в том числе об убийствах с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 105 УК РФ), по которым в качестве наиболее строгого вида наказания на практике не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, хотя в принципе они предусмотрены соответствующими статьями УК РФ в качестве санкции за совершение этих деяний, – например, когда обвиняемыми являются женщины, несовершеннолетние граждане или мужчины старше 65 лет (ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 59 УК РФ). Кроме того, законопроектом предлагается наделить присяжных в районных судах правом на рассмотрение дел о простых убийствах (ч. 1 ст. 105 УК РФ) и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ).
Таким образом, в случае принятия законопроекта право ходатайствовать о рассмотрении дел судом присяжных получат более 15 тыс. обвиняемых – именно столько дел по перечисленным составам преступлений рассматривается районными судами за год (на основании данных за 2014 и 2015 годы), отмечается в пояснительной записке к нему. В связи с этим, даже несмотря на то что далеко не все обвиняемые пользуются таким правом, можно прогнозировать увеличение числа рассматриваемых присяжными дел с нынешних 600-700 в год до нескольких тысяч, что, разумеется, повлечет значительные расходы, подчеркнул Рафаэль Марданшин. Тем не менее он не сомневается в том, что законопроект будет принят, в том числе потому, что судейское сообщество в целом его одобряет.
Однако предлагаемые законопроектом изменения – это далеко не завершение реформы института суда присяжных, уверен депутат. Следующий вопрос, который уже обсуждается экспертным сообществом, – о возможности отнесения к подсудности суда присяжных дел по ряду экономических преступлений. "Зная статистику о том, что суды присяжных выносят больше оправдательных приговоров, считаю, что нужно наделить их правом рассматривать некоторые экономические преступления, чтобы переломить существующую тенденцию обвинительного уклона: когда предприниматель, совершив налоговую ошибку, сразу попадает под уголовное преследование и получает реальные уголовные сроки", – отметил Рафаэль Марданшин. При этом стоит учесть, что для рассмотрения экономических преступлений необходимы определенные знания в сфере экономики, налогового права, бухгалтерского учета. Поэтому присяжные, участвующие в рассмотрении таких дел, должны будут как минимум иметь экономическое образование. С такой точкой зрения согласен председатель московской коллегии адвокатов "Карабанов и партнеры" Александр Карабанов. Он также предложил подумать о создании специальных баз, которые бы содержали сведения о присяжных, компетентных в конкретных областях.
Статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов РФ Константин Добрынин в свою очередь отметил, что адвокатское сообщество в целом одобряет законопроект, но предлагает в перспективе законодательно урегулировать еще такие вопросы, как повышение престижа статуса присяжного заседателя, в том числе за счет предоставления присяжным определенных преференций, и обеспечение эффективной защиты присяжных для недопущения принятия ими оправдательных приговоров "из страха". Решение этих вопросов, а также формирование у граждан "привычки быть присяжными" поможет повысить эффективность судов присяжных, уверен адвокат.
Нельзя не отметить, что среди депутатов уже появились противники принятия законопроекта. Так, заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Юрий Синельщиков сообщил, что фракция КПРФ будет голосовать против принятия законопроекта, поскольку ее члены считают, что подсудность судов присяжных нужно не расширять, а еще больше ограничить, чтобы рассмотрением уголовных дел, тем более сложных, занимались профессиональные независимые судьи. А для того чтобы обеспечить право граждан на участие в отправлении правосудия, нужно вернуть существовавший в СССР институт народных заседателей и привлекать в качестве таковых именно компетентных в конкретной области специалистов, заключил депутат.
Таким образом, пока рано делать прогнозы о том, сколько изменений претерпит законопроект. До 20 апреля Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству будет принимать отзывы, предложения и замечания по документу, после чего будет назначена дата его рассмотрения в первом чтении.