Судебных приставов хотят обязать восстанавливать утерянные исполнительные документы
Депутат Госдумы Рафаэль Марданшин полагает, что в случае утраты исполнительных документов судебным приставом-исполнителем, он или вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов обязаны уведомить об этом факте взыскателя и предоставить документы, подтверждающие его утерю. Такая законодательная инициатива1 внесена на рассмотрение нижней палаты парламента.
Предполагается, что после получения уведомления взыскатель будет вправе самостоятельно запросить дубликат исполнительного документа или потребовать судебного пристава-исполнителя либо вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов принять меры для его получения. Если взыскатель выберет второй вариант, его требование должно быть удовлетворено в течение пяти дней, о чем он должен быть уведомлен судебным приставом-исполнителем. О каких днях идет речь – календарных или рабочих – законопроектом не уточняется.
Если же взыскатель в течение 20 дней с момента получения уведомления об утрате исполнительного документа не воспользовался своими правами, то судебный пристав-исполнитель или вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов обязаны самостоятельно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа.
Как отражаются в бухгалтерском учете организации удержания по исполнительным документам? Узнайте в "Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!
В настоящее время основанием для исполнения является дубликат исполнительного документа, если найти его оригинал не представляется возможным (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Причем обратиться в уполномоченный орган для получения дубликата документа могут как взыскатель, так и судебный пристав-исполнитель (ч. 1 ст. 323 АПК РФ, ч. 1 ст. 354 КАС РФ, ч. 1 ст. 430 ГПК РФ).
Однако, отмечает Рафаэль Марданшин, на практике судебные приставы-исполнители обычно отказываются обращаться в уполномоченный орган для получения дубликата исполнительного документа. В результате взыскатель вынужден самостоятельно заниматься процессом восстановления документа и оплачивать все необходимые для этого расходы, в том числе госпошлину, командировки и расходы на представителя, а также нести бремя временных затрат.