Продлена программа госгарантий по кредитам на поддержку экономики
Правительство РФ своим постановлением пролонгировало на 2016 год действие мер поддержки в сфере кредитования на развитие экономики (постановление Правительства РФ от 18 марта 2016 г. № 2121). Речь идет о предоставлении государственных гарантий по ряду кредитов и облигационных займов. Они привлекаются юридическими лицами на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кредитов либо облигационных займов, привлеченных этими организациями ранее на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения.
Претендовать на господдержку в виде безвозмездной гарантии могут оборонные предприятия, включенные в перечень стратегических (Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009, распоряжение Правительства РФ от 20 августа 2009 г. № 1226-р) и иные предприятия. Первым гарантия предоставляется в объеме до 70% обязательств, вторым – до 50% обязательств.
Такая программа действовала в течение 2012-2015 годов в качестве антикризисной меры (постановление Правительства РФ от 14 августа 2012 г. № 825 "О порядке предоставления в 2012-2015 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках").
По общему правилу госгарантии предоставляются организациям с удовлетворительным финансовым состоянием, не имеющим задолженности по налогам и иным обязательным платежам и принявшим на себя обязательство сократить расходы на зарплату менеджерам. Однако при ухудшении экономической конъюнктуры кабмин сможет предоставлять госгарантии и тем предприятиям, чье финансовое состояние нельзя назвать удовлетворительным (в том числе имеющим налоговую задолженность) – при условии особой значимости заемщика для экономики.
Однако новым постановлением правительство обезопасило себя от недобросовестных заемщиков, которым оказывается гарантийная поддержка. Так, государственная гарантия подлежит отзыву, если после ее предоставления будет выявлен факт корректировки принципалом данных бухгалтерской отчетности, на основании которой был сделан вывод об удовлетворительном финансовом состоянии принципала, до значений, при которых анализ этой отчетности привел бы к выводу о его неудовлетворительном финансовом состоянии. При этом принципал обязан теперь уведомлять правительство о корректировке данных бухгалтерской отчетности по любым основаниям.