Правила прохождения техосмотра автомобиля могут ужесточить
Ярославская областная Дума направила в нижнюю палату парламента законопроект1, которым предлагается существенно изменить действующую систему техосмотра транспортных средств.
Контроль в области диагностики технического состояния автомобиля предлагается возложить на Российский Союз организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств (далее – Союз). Предполагается, что помимо этого объединения контролировать сферу техосмотра будет и уполномоченный государственный орган. В настоящее время проверку деятельности по выполнению техосмотра выполняет профессиональное объединение страховщиков (гл. 4 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее – закон о техосмотре). В результате, отмечают авторы законопроекта, нередко прохождение техосмотра превращается в формальность: диагностические карты выдаются вместе с полисом ОСАГО без проведения реального технического контроля машины.
Планируется, что Союз разработает обязательные правила прохождения техосмотра, которые впоследствии будут утверждены властями. Он также будет вправе формировать и использовать информационные ресурсы, содержащие сведения о техническом осмотре, в том числе данные о договорах и персональные данные владельцев транспортных средств. Подобная информационная система существует уже сегодня (ст. 12 закона о техосмотре).
В какие сроки и за какую плату выдается дубликат диагностической карты, узнайте из "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Организации и ИП, которые намерены осуществлять техосмотр, должны будут пройти аттестацию в Союзе. Для этого им необходимо будет подтвердить выполнение установленных требований к земельному участку, производственному помещению, сооружениям и оборудованию, технологии техосмотра, а также к персоналу станции техосмотра. При этом предусмотрено, что соответствие активов заявителя этим требованиям должно подтверждаться как документарной проверкой, так и обязательным выездом на место проведения техосмотра. Сегодня фактическая проверка технической базы заявителя осуществляется, только если есть обоснованные сомнения в достоверности сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах (ч. 2 ст. 22 закона о техосмотре).
Также проходить аттестацию должны будут технические эксперты, работающие на станции техосмотра. Установлена и новая для них обязанность: застраховать свою ответственность. К слову, законопроект содержит правило о существенном увеличении минимального количества экспертов среди работников организации, проводящей диагностику. Если сегодня в штате оператора техосмотра должен числиться хотя бы один технический эксперт, то в случае одобрения поправок организациям техосмотра необходимо будет иметь как минимум двух экспертов на каждую линию контроля техосмотра.
Предполагается, что диагностическая карта будет, как и сегодня, документом строгой отчетности, а результаты прохождения ТО в обязательном порядке станут заноситься в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра транспортных средств.
Изменится в случае одобрения поправок и порядок прохождения техосмотра. Уточнено, что помимо собственно технического диагностирования техосмотр должен включать в себя также сверку транспортного средства и его номерных агрегатов (двигатель, рама, кузов, шасси) на соответствие записям в регистрационных документах. При этом ход технической диагностики будут фиксировать с помощью видеокамеры.
Одновременно предлагается отменить запрет на оформление полиса ОСАГО для тех водителей, которые не получили диагностическую карту (п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Однако поставить машину на учет в Госавтоинспекции без прохождения техосмотра (за исключением автомобилей в "возрасте" до трех лет), как и сегодня, будет нельзя. Кроме того, планируется запретить эксплуатацию автомобиля без действительной диагностической карты с установлением штрафа за это нарушение в размере от 500 до 800 руб. Сейчас штрафуют за данный проступок только водителей общественного и специализированного транспорта (ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ).