У регионов может появиться обязанность принять программы сохранения национального языка
С такой инициативой1 выступило Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай. Предполагается, что органы государственной власти субъектов должны будут разработать государственную программу по сохранению, изучению и развитию государственных языков республик и иных языков народов России в соответствии с аналогичной федеральной программой и осуществлять меры по ее реализации. При этом каждый год в региональном законе о бюджете будет определяться объем бюджетных ассигнований по соответствующей целевой статье расходов бюджета.
В настоящее время обязанность принять программы сохранения, изучения и развития языков народов есть только у Российской Федерации в лице правительства (п. 1 ст. 7 Закона РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I "О языках народов Российской Федерации"). Так, отдельные положения в этой сфере содержатся в федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)".
У регионов же есть право разработать и утвердить региональную программу по сохранению и развитию языка народов, на котором разговаривают жители соответствующей территории. Некоторые из них этим правом воспользовались – к примеру, подобная программа действует в Республике Татарстан и рассчитана на период 2014-2020 годов. Однако отдельные регионы, в которых применяются языки народов, региональную программу по его сохранению и развитию не приняли.
"Отсутствие государственной программы субъекта Российской Федерации по сохранению, изучению и развитию государственных языков республик и других языков народов Российской Федерации приводит к тому, что мероприятия рассредоточены в различных госпрограммах субъекта Российской Федерации и носят ситуативный бессистемный узковедомственный характер, что вызывает сложности в реализации поставленных целей и задач", – отмечается в сопроводительной записке к законопроекту.
Сегодня в России используется более 200 языков и диалектов. При этом в системе государственного образования применяется свыше 80 языков, из них около 30 –- в качестве языка обучения, а остальные – в качестве предмета изучения.