Часть расходов покупателей на лекарства, отпускаемые по рецепту, возможно, будут компенсировать
Инициатива снятия с граждан нагрузки по оплате назначенных им врачом препаратов обусловлена, прежде всего, тем, что нередко люди бросают принимать лекарства из-за того, что у них нет достаточных средств на их приобретение. Предполагается, что полное или частичное возмещение покупателям расходов на рецептурные лекарственные средства сделает лекарства более доступными, а само лечение более эффективным.
Как рассказала на прошедшей на днях конференции РБК исполнительный директор Союза Профессиональных Фармацевтических Организаций Лилия Титова, в 2016 году будет сформулирована концепция такого софинансирования. В частности, решается вопрос, за счет каких средств будет осуществляться этот проект. Предполагается, что финансировать расходы на лекарства можно будет полностью или частично за счет федерального бюджета либо за счет региональных бюджетов. "С учетом экономической ситуации, похоже, это все-таки будут только средства регионов, и исходя из этого на сегодняшний день большого желания войти в этот проект у них пока нет. Денег не то что лишних, но и необходимых в регионах не хватает. Поэтому, скорее всего, в пилотном проекте будут участвовать два, от силы три, региона", – комментирует эксперт. Скорее всего, это будут те регионы, которые уже сейчас проводят свои программы по софинансированию лечения. К ним, например, относятся Кировская область, где такая программа распространяется на больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, и Омская область, выделяющая средства на терапию для пациентов, которым были поставлены стенты.
О том, возмещаются ли ФСС России дополнительные расходы на лекарственные средства, приобретенные пациентом на основании рецепта врача уже после истечения срока действия программы реабилитации, узнайте в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступВ настоящее время на площадке Минздрава России обсуждается еще один важный вопрос, касающийся группы людей, которые будут иметь право на подобные льготы. По словам Титовой, есть две основные категории – социальная группа (например, дети до 15 лет) и пациенты, которые относятся к определенному виду заболевания. Каждая из категорий имеет свои плюсы и минусы. Так, в рамках социальной группы можно будет легко составить реестр граждан. А вот в группе пациентов по заболеванию выделить тех, на кого будет направлена помощь, и обосновать это, будет значительно сложнее – для этого, например, потребуется выработать критерии, которые помогут отделить друг от друга пациентов со схожими диагнозами, одни из которых подпадают под программу софинансирования, а другие – нет. В то же время в социальной группе проследить определенные результаты через год-два будет затруднительно, поскольку среди детей до 15 лет редко наблюдаются серьезные проблемы со здоровьем. Если же брать группу лиц по заболеваниям, то здесь гораздо легче понять, какие показатели улучшились, какие ухудшились, а какие остались на том же уровне.
Что же касается того, в каком виде будет осуществляться такое софинансирование, Союз Профессиональных Фармацевтических Организаций предлагает придерживаться следующего алгоритма – региональный бюджет компенсирует покупателю расходы на приобретение базового препарата, а тот в свою очередь может или остановиться на этом варианте лечения, или, доплатив, приобрести более дорогое лекарство. "Это хороший способ, когда люди смогут лечиться теми препаратами, к которым они привыкли, а базовую цену при этом за них финансирует государство", – заключает Лилия Титова.
Напомним, что сейчас право на бесплатные лекарства распространяется лишь на строго определенный круг лиц: участников ВОВ, инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, больных раком, туберкулезом и др. (Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно). Указанные лица также вправе вместо лекарственного обеспечения в натуральной форме получать денежную компенсацию, размер который в настоящее время составляет 679,5 руб. в месяц (Информация ПФР от 2 апреля 2014 г.). Однако подобная "монетизация", по словам генерального директора Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктора Дмитриева, в том виде, в котором она существует, не дает никакой пользы и практически только съедает выделенные государством деньги.