Предлагается увеличить штрафы для авиадебоширов и разрешить членам экипажа применять пластиковые наручники
Фото: пресс-служба ОП РФ
Участившиеся в последние годы случаи дебошей на воздушном транспорте приносят много хлопот как авиакомпаниям, так и другим пассажирам. Уже не первый раз в обществе звучат идеи об ужесточении ответственности за такие правонарушения, а член Совета Федерации Вадим Тюльпанов в мае 2014 года даже предложил признать их преступлениями. Однако никаких законодательных изменений для авиадебоширов до сих пор так и не произошло. "Аэрофлот заинтересован в увеличении штрафов за правонарушения, совершаемые во время полета, до 200 тыс. руб. Мы также считаем необходимым законодательно разрешить членам экипажа и сотрудникам службы авиационной безопасности применять на борту средства сдерживания. Речь идет, например, о пластиковых наручниках, которые давно используются на Западе", – сообщил Главный специалист по транспортной безопасности ПАО "Аэрофлот – российские авиалинии" Сергей Кулик вчера на форуме в Общественной палате РФ. Напомним, сейчас командир воздушного судна имеет право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна (подп. 2 п. 1 ст. 58 Воздушного кодекса РФ). При этом случаи, которые можно отнести к угрозе безопасности полетов, законодательно не определены, поэтому экипаж опасается пользоваться данной нормой. За невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна пассажиру грозит административный штраф в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток (ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ). Чаще всего "буйные" пассажиры одновременно привлекаются к административной ответственности за мелкое хулиганство (ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ) и появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ). Максимальное наказание за каждое из этих правонарушений составляет 1 тыс. руб. и 1,5 тыс. руб. соответственно или административный арест на срок до 15 суток.
Интересно, что в Госдуме находятся два законопроекта1, призванные ужесточить наказание для авиадебоширов. При этом с 2014 года их рассмотрение не продвинулось. "Прошу парламент сделать все возможное для ускорения принятия законопроектов о противодействии деструктивному поведению пассажиров. Так мы сможем предотвращать возникновение конфликтных ситуаций на борту воздушных судов, а значит, повысить безопасность полетов", – высказался Сергей Кулик.
Узнайте, в каких случаях пассажир имеет право расторгнуть договор перевозки, из "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступДля обеспечения безопасности воздушных перевозок председатель Общественного совета при Росавиации, Герой России Петр Дейнекин предложил создать отдельную, самостоятельную структуру, специализирующуюся на гражданской авиации: "Нам нужно министерство гражданской авиации, во главе которого стоял бы человек, ответственный за безопасность всех пассажирских перевозок в стране. Сейчас падают воздушные суда, погибают люди, на взлетной полосе сгорают авиалайнеры, но за это никто не несет ответственности. Кроме того, необходимо построить отечественный гражданский воздушный флот – сегодня его практически нет". Петр Дейнекин также посетовал на пробелы в образовании пилотов и сокращение их состава. "К сожалению, проблема нехватки кадров – одна из самых насущных, при этом она касается не только авиации. Надеюсь, совместными усилиями мы сможем ее решить", – пообещал член Общественной палаты РФ Антон Цветков.
Заместитель руководителя Росавиации Олег Сторчевой рассказал, что пассажиропоток в 2015 году перераспределился в сторону внутренних воздушных линий: перелеты по стране увеличились на 11,7% при снижении международных перевозок на 16,4%. При этом Росавиация приняла целый ряд мер, направленных на обеспечение безопасности в аэропортах иностранных государств: теперь загрузка запасного сухого питания и питьевой воды по возможности происходит в России, а техническое обслуживание воздушных судов осуществляется силами экипажа. Для этого отечественные авиакомпании усиливают составы летных и кабинных экипажей, а также привлекают сотрудников службы авиационной безопасности. Последние, помимо прочего, обеспечивают охрану воздушных судов на местах стоянки и воспрепятствование проникновению в них посторонних лиц, а также осуществляют контроль загрузки багажа и посадки пассажиров.