ОП РФ выступает против введения платы за звонок при невозможности соединения с абонентом
Член Общественной палаты РФ Кристина Потупчик считает участившуюся практику взимания мобильными операторами платы с абонентов за звонки недоступным абонентам грабительскими условиями, нарушающими права потребителей. Речь идет о тех звонках, когда вместо голоса собеседника звонящий слышит системное сообщение автоответчика. В связи с этим она направила в ФАС России соответствующую жалобу на мобильных операторов.
С недавних пор некоторые мобильные операторы стали на постоянной основе взимать плату с абонентов за прослушивание автоответчика в подобных случаях. Впервые случай с взиманием денег за звонки на недоступные номера с подключенной голосовой почтой был зафиксирован в ноябре прошлого года. Тогда операторы объяснили это техническим сбоем, но впоследствии взимание средств за несостоявшиеся звонки стало осуществляться на постоянной основе.
Член ОП РФ сообщила о том, что для получения информации о причине таких действий со стороны мобильных операторов она обращалась к одному из них. В результате чего ею был получен следующий ответ: "В связи с тем, что некоторые операторы используют подобную тарификацию на своей сети, мы вынуждены сделать то же самое, так как несем дополнительные расходы из-за интернеконнекта. Фактически это просто уравнивание расчетов между операторами".
Кристина Потупчик подчеркивает, что сведения о необходимости оплаты данной услуги не включены ни в один договор мобильного оператора с пользователем. Таким образом, решение о взимание платы с абонентов в подобных случаях осуществляется в одностороннем порядке и, следовательно, содержит признаки навязывания услуги потребителю.
Напомним, что продавец не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы или услуги за плату. И потребитель, в свою очередь, может отказаться от оплаты таких работ (услуг). Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом в письменной форме (п. 3 ст. 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей").