Предлагается запретить исключение из ЕГРЮЛ организации, в отношении которой ведется дело о банкротстве
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект1, которым планируется уточнить основания для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица как недействующего. Напомним, налоговые органы вправе исключить компанию из ЕГРЮЛ, если она в течение 12 месяцев до этого не представляла бухгалтерскую и налоговую отчетность и не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ).
В соответствии с законопроектом налоговые инспекции не смогут воспользоваться указанным полномочием, если недействующая организация является фигурантом дела о банкротстве. Сведения об этом предполагается включать в ЕГРЮЛ на основании определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, а также сведений, предоставляемых оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ). К последним относится информация о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве, об утвержденном внешнем управляющем или конкурсном управляющем и т. д. Оператор ЕФРСБ обязан направить эти данные налоговой службе в электронной форме не позднее трех дней со дня включения их в ЕФРСБ (рабочие это дни или календарные – не уточнено).
Допускается ли исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, если оно имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям? Узнайте из "Энциклопедии решений. Корпоративное право" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Поводом к разработке законопроекта послужила позиция, которую в мае прошлого года высказал КС РФ (Постановление КС РФ от 18 мая 2015 г. № 10-П). Тогда в КС РФ обратился кредитор по обязательству, который не смог защитить свои права в рамках дела о банкротстве должника. Дело в том, что параллельно рассмотрению в арбитражном суде дела о несостоятельности шла административная процедура признания должника недействующим. Она завершилась, и запись о должнике была исключена из ЕГРЮЛ до окончания дела об банкротстве. На этом основании дело о несостоятельности было прекращено. Кредитор посчитал, что подобное регулирование лишает его возможности взыскать долг с должника, исключенного из ЕГРЮЛ, и нарушает тем самым право на судебную защиту. КС РФ поддержал заявителя и порекомендовал федеральному законодателю урегулировать этот вопрос.