Банк России разработал требования к базовому стандарту защиты прав клиентов страховых компаний
Регулятор определил основные условия работы страховщиков со своими клиентами. Они касаются предоставления информации потребителю, правил поведения страховщика при осуществлении профессиональной деятельности и его работы с обращениями клиентов. Документ должен послужить основной для принятия базового стандарта защиты прав потребителей страховых услуг, который предстоит утвердить саморегулируемой организации страховщиков.
Так, в базовый стандарт должны быть включены положения, определяющие порядок предоставления клиентам информации о полном наименовании, адресе, контактном телефоне, номере лицензии и т. д. Законодательство уже сегодня обязывает страховщиков размещать некоторые из указанных сведений на своем сайте (п. 6 ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации"), но Банк России расширяет перечень обязательных к раскрытию данных и считает нужным размещать их не только в Интернете, но и во всех точках продаж страховых продуктов.
Узнайте, может ли грубая неосторожность страхователя, повлекшая наступление страхового случая, освобождать страховщика от страховой выплаты, из "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Прописаны также требования к информации о страховых услугах, аналитических материалах и рекламе – они должны быть понятными, содержать определения специальных терминов при наличии последних и в случае необходимости обеспечивать перевод иностранных терминов.
Клиент должен будет получить полную информацию об условиях страхового договора, размере страховой премии, так называемом "периоде охлаждения" (в течение этого периода клиент может отказаться от навязанного при заключении договора добровольного страхования) и т. д. У страховщиков помимо этого появится обязанность известить клиента о лицах и органах, которым может быть направлено обращение клиента (в том числе о возможности подачи жалобы в Банк России), а также о процедуре рассмотрения жалоб.
В случае изменения правил страхования страховщик должен будет разместить на своем сайте не только новую версию правил, но и старую, если существуют заключенные в соответствии с ней действующие договоры страхования.
На страховые компании будет возложена обязанность известить клиента о всех мероприятиях, которые он должен совершить при наступлении страхового случая, и о всех документах, которые нужно предоставить страховщику. Если же страховая компания откажет в признании события страховым случаем, у клиента появится право потребовать письменных разъяснений такого решения, которые компания обязана будет предоставить в течение 10 дней после обращения. Об этом сотрудники страховщика также будут извещать клиентов.
Банк России определил и минимальные требования к бизнес-этике, которые появятся в базовом стандарте защиты прав страхователей. К примеру, страховые компании обязаны будут обеспечить клиенту беспрепятственную аудиозапись, видео- или фотосъемку процесса общения с ним сотрудника страховщика.
Проект1 требований к базовому стандарту защиты прав клиентов страховых компаний размещен на официальном сайте регулятора.