Новости и аналитика Новости Определен порядок оспаривания актов, обладающих нормативными свойствами

Определен порядок оспаривания актов, обладающих нормативными свойствами

Определен порядок оспаривания актов, обладающих нормативными свойствамиВнесены поправки в АПК РФ и КАС РФ, которыми закреплены правила оспаривания гражданами, ИП, организациями и их объединениями, прокурорами и другими лицами актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. № 18-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов").

К подобным документам относятся чаще всего приказы и письма министерств, служб и агентств, которые по формальным признакам нельзя признать нормативными актами, но фактически они влияют на права и обязанности субъектов. Нередко такими являются разъяснения Минфина и ФНС России, которые де юре обязательны только для налоговых инспекций, но де факто заставляют учитывать содержащиеся в них положения и налогоплательщиков. К слову, именно возможность оспаривания письма налоговой службы, которое увеличивало налоговую нагрузку плательщиков НДПИ, стала в свое время предметом оспаривания в КС РФ. ВС РФ и ВАС РФ отказались принимать дело к рассмотрению на том основании, что это письмо невозможно отнести к нормативным актам – а процессуальное законодательство предусматривает право заявителя обжаловать только последние. Но КС РФ в марте прошлого года встал на сторону налогоплательщика и предписал законодателю установить процедуру обжалования актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (подлежащих применению не только в налоговой, но и в других сферах).

Изменениями установлено, что подобные акты федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Банка России и государственных внебюджетных фондов рассматривает в качестве первой инстанции ВС РФ. Доказать законность того или иного акта должен будет сам орган, который его издал. Однако истец при подаче административного искового заявления в суд должен пояснить, как оспариваемым актом нарушаются либо иным образом затрагиваются его права, свободы и законные интересы. В противном случае в принятии заявления будет отказано.

В судебном заседании суд должен будет разрешить три основных вопроса:

  • действительно ли актом затрагиваются права заявителя;
  • обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;
  • соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений.

По итогам рассмотрения дела суд может отказать заявителю либо признать спорный акт не действующим полностью или в части со дня его принятия (или с иной определенной судом даты).


Какие документы нужно приложить к исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта, узнайте из раздела "Правосудие" Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Аналогичные правила установлены для оспаривания актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. Полномочия по определению их законности возложены на СИП.

Одновременно законодатель установил размер государственной пошлины за обращение с подобными исками (Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. № 19-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.19 и 333.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов"). Перед подачей административного искового заявления граждане должны будут уплатить 300 руб., а организации – 4,5 тыс. руб. Если же заявление подается в СИП, то размер госпошлины для физических лиц останется таким же, а для юридических лиц снизится и составит 2 тыс. руб.

Поправки вступят в силу 17 марта.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Письма ФНС России – формально не нормативные акты, а практически?
КС РФ постановил, что разъяснительные акты налоговой службы могут быть обжалованы в суде в том же порядке, что и нормативно-правовые акты.

ВС РФ разъяснил процедуру возмещения судебных издержек

ВС РФ разъяснил порядок возмещения судебных издержек
Речь идет о компенсации расходов по экономическим спорам, гражданским и административным делам понесшим их лицам.

Григорий Ивлиев

Кабмин предлагает сделать видеозапись судебных заседаний обязательной
Сегодня фотографирование, аудио- и видеозапись, а также киносъемка в ходе судебного разбирательства допускаются, но только с разрешения суда.

Предлагается смягчить административные санкции для ИП и юрлиц, предусмотренные проектом нового КоАП РФ

Предлагается смягчить административные санкции для ИП и юрлиц, предусмотренные проектом нового КоАП РФ
Согласно соответствующему законопроекту размер штрафов за большинство проступков может увеличиться в несколько раз, и это, по мнению ОП РФ, "убьет" бизнес.