Регионам могут разрешить самим определять допустимую долю трудовых мигрантов, используемых региональными хозяйствующими субъектами
Разработаны поправки в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Соответствующий законопроект1 внесен в Госдуму Законодательным собранием Ленинградской области.
Предлагается наделить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) правом ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта РФ. Авторы инициативы считают, что такая мера позволит оперативно принимать решения по данному вопросу и гибко реагировать на изменения ситуации на региональном рынке труда.
Напомним, по действующему законодательству допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории России, устанавливает Правительство РФ. Такую долю кабмин определяет ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ (п. 2 ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Кроме того, законопроектом предусмотрено утверждение единых требований к медицинским полисам добровольного медицинского страхования, необходимым иностранцу для получения патента на работу в нашей стране. Сейчас законом предусмотрено, что такой полис ДМС либо договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному гражданину первичной медико-санитарной помощи и специализированной медпомощи в неотложной форме (п. 2 ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Разработчики законопроекта отмечают, что на практике страховые компании часто продают полисы, которые значительно различаются по объему предоставляемых услуг, что определяет существенную разницу в цене страхового полиса. Также большинство полисов ДМС содержат ограничения по количеству обращений за медпомощью, предусматривают оказание иностранному гражданину медпомощи только в экстренной форме, а не в неотложной, а также иные условия, не позволяющие мигранту получить медпомощь в необходимом объеме на основании такого полиса. "Цена полиса ДМС, включающего полный объем медицинских услуг по оказанию первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, предусмотренный стандартами, согласно проведенному мониторингу в субъектах РФ – Санкт-Петербурге и Ленинградской области – может составлять до 45-50 тыс. руб. в год, что является непосильной суммой для иностранных граждан", – подчеркивают они.
В связи с этим предлагается законодательно закрепить, что договор (полис) ДМС либо договор с медорганизацией о предоставлении платных медуслуг должен обеспечивать оказание иностранному гражданину первичной медико-санитарной помощи и специализированной медпомощи в неотложной форме в объеме, не менее чем предусмотрено Минздравом России.