Уменьшить прибыль контролируемой иностранной компании на расходы контролирующей фирмы нельзя
Налоговую базу, определяемую по прибыли подконтрольных иностранных фирм, недопустимо уменьшать на величину расходов от обычной деятельности контролирующей компании (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 8 декабря 2015 г. № 03-03-06/2/71581 "Об определении контролирующими лицами налоговой базы по прибыли контролируемых ими иностранных компаний").
Уменьшить полученную налоговую базу на расходы по прочей деятельности или убыток от прочей деятельности контролирующей организации также нельзя (п. 21 ст. 274 НК РФ).
Специалисты Минфина России cделали вывод о необходимости ведения раздельного учета по данным операциям. Дело в том, что такое требование содержится в налоговом законодательстве в отношении операций, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка (п. 2 ст. 274 НК РФ) – что вполне применимо к контролируемым иностранным компаниям. Ведь результат деятельности контролируемой иностранной организации для целей расчета налога на прибыль нужно определять с учетом особенностей, изложенных в ст. 309.1 НК РФ. Так, налоговая база рассчитывается отдельно в отношении каждой контролируемой иностранной компании (п. 6 ст. 309.1 НК РФ). А прибыль (убыток) определяется по данным финансовой отчетности этой компании и переводится в рубли по среднему курсу Банка России за период, за который согласно личному закону такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год (п. 2 ст. 309.1 НК РФ).
Есть особенности и для определения доходов и расходов подконтрольных иностранных фирм. Так, для расчета прибыли не учитывают доходы (расходы) в виде сумм от переоценки ценных бумаг, производных финансовых инструментов по рыночной стоимости, а также в виде сумм расходов на формирование резервов и доходов от восстановления резервов (п. 3 ст. 309.1 НК РФ). Основные доходы, которые следует учитывать, перечислены в п. 4 ст. 309.1 НК РФ. Такие правила применяются к компаниям, финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту, согласно личному закону фирмы, и при условии, что их постоянным местонахождением является иностранное государство, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения (п. 1 ст. 309.1 НК РФ).
Финансисты привели и еще один довод в пользу раздельного учета. Налоговую базу по прибыли, облагаемую не по общей ставке 20%, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, а по специальной, нужно определять отдельно. При расчете налога по результатам деятельности подконтрольной иностранной компании ставка также равна 20%. Однако установлена она другой нормой, а именно п. 1.6 ст. 284 НК РФ.