Бизнес-омбудсмен выступает за расширение сферы применения "надзорных каникул" для бизнеса
Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов считает, что так называемые "надзорные каникулы" продолжительностью в три года должны быть предоставлены не только малому бизнесу, но и новым предприятиям, реализующим инвестиционные проекты. Напомним, по действующему законодательству "надзорные каникулы" представляют собой запрет на проведение в течение трех лет – с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года – плановых проверок добросовестных субъектов малого предпринимательства, за исключением предприятий и ИП, осуществляющих деятельность в социальной сфере, сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; далее – закон о защите прав предпринимателей).
Кроме того, аппарат бизнес-омбудсмена выступает за введение "надзорных каникул" для среднего бизнеса, а также за распространение запрета на проведение проверок на внеплановые проверки. Об этом сообщила руководитель Экспертного центра при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович на прошедшей вчера в МИА "Россия сегодня" пресс-конференции бизнес-омбудсмена.
МНЕНИЕ
Фото: |
Анастасия Алехнович, руководитель Экспертного центра при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей:
"Когда наша инициатива о введении "надзорных каникул" была поддержана, мы совместно с Минэкономразвития России подготовили соответствующий законопроект. Но, к сожалению, закон, которым они были введены (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ), очень сильно этот инструмент сузил. Конечно, нас не устраивает, что "надзорные каникулы" предусмотрены только по плановым проверкам, потому что основная масса проверок – это внеплановые проверки, административные расследования и иные мероприятия, которые тоже мешают предпринимателям. Также нас не устраивает то, что средний бизнес был исключен из закона. Поэтому мы хотим и будем настаивать на введении этих каникул для среднего бизнеса и распространении их на иные виды проверочных мероприятий. Пока договорились о том, чтобы в течение первого года действия соответствующей нормы посмотреть, как она будет работать в существующем виде. Но мы все же настояли на том, что предприниматель должен иметь возможность подать заявление с просьбой исключить его из ежегодного плана проведения проверок (ч. 3 ст. 26.1 закона о защите прав предпринимателей)".
Более того, Борис Титов предлагает ограничить количество плановых проверок предприятий, проводимых в течение года всеми контрольно-надзорными органами. Согласно данным, полученным в результате опроса предпринимателей и представленным в докладе бизнес-омбудсмена Президенту РФ в текущем году, около 24% предпринимателей заявили, что за 2014 год в отношении них было проведено четыре проверки или более, а более 43% предпринимателей сообщили о проведении от одной до трех проверок. Таким образом, проблема административного давления на бизнес стоит очень остро. Ее решению должна способствовать реализация риск-ориентированного подхода при организации контрольных и надзорных мероприятий, однако соответствующие законодательные нормы будут применяться только с 1 января 2018 года (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ). До этого момента нужно принимать какие-то временные решения, в том числе об уменьшении числа проверок, считает Борис Титов. "Мы предлагаем: максимум три проверки одной компании в год. Пусть это будут комплексные проверки, но их количество должно быть ограничено", – заявил он. Омбудсмен также сообщил, что Президент РФ Владимир Путин одобрил идею об ограничении числа проверок предпринимателей в ходе заседания Президиума Государственного совета 25 ноября текущего года, на котором обсуждался вопрос о реализации государственной политики в сфере импортозамещения в регионах.
О том, какие органы вправе проверять предпринимателей и как последним вести себя во время проверок, узнайте из раздела "Проверки организаций и предпринимателей" Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!
Еще более болезненная для бизнеса тема – уголовное преследование. По данным бизнес-омбудсмена, как минимум половина поступающих уполномоченным по защите прав предпринимателей обращений связаны именно с возбужденными в отношении предпринимателей уголовными делами. А добиться каких-то положительных результатов (прекращения дела, изменения меры пресечения, оправдания обвиняемого) по тем делам, в которых омбудсмены принимают участие, непросто. Поэтому аппарат уполномоченного работает над разработкой очередного – шестого – пакета поправок по гуманизации уголовного законодательства, направленного именно на создание более благоприятных условий для ведения бизнеса, сообщил Борис Титов. В частности, предлагается снова вернуть в УК РФ специальный состав для мошенничества в сфере предпринимательской деятельности. Напомним, ответственность за такое деяние была закреплена в ст. 159.4 УК РФ, которая была признана неконституционной и утратила силу (Постановление КС РФ от 11 декабря 2014 г. № 32-П). Также предлагается закрепить в кодексе норму о возможности рассмотрения дел о мошенничестве в особо крупном размере судом присяжных. Кроме того, прорабатывается вопрос о предоставлении уполномоченным по защите прав предпринимателей свидетельского иммунитета, чтобы они не могли быть допрошены по обстоятельствам дел, находящихся у них в работе в связи с обращениями предпринимателей.
Бизнес-омбудсмен не смог обойти вниманием еще один очень важный вопрос, который давно обсуждается, но пока так и не решен, – о патентах на осуществление определенных видов деятельности для самозанятых граждан. Напомним, именно Борис Титов предложил ввести такую новую форму ведения бизнеса, как индивидуальные предприниматели – самозанятые, и предусмотреть упрощенную форму регистрации таких физических лиц: разрешить им получать свидетельства о регистрации в налоговом органе через Единый портал госуслуг и установить простой порядок оплаты свидетельства единым патентным платежом. По словам уполномоченного, на сегодняшних день не согласован только один вопрос, но самый главный, – о том, сколько должно стоить свидетельство о самозанятости. Омбудсмен считает, что его стоимость не должна превышать 20 тыс. руб., а государственные внебюджетные фонды настаивают на том, чтобы с самозанятых взимались такие же платежи, как с ИП. "Это нас совершенно не устраивает, смысла тогда в их введении нет. Самозанятые – это особый вид предпринимателей. Для них все должно быть максимально просто и максимально дешево", – подчеркнул Борис Титов. Кроме того, он отметил, что патентная система для самозанятых поможет снизить нагрузку на региональный бюджет, немалые средства которого расходуются на уплату взносов в ФФОМС России за неработающих граждан.