Новости и аналитика Новости Россияне смогут отказаться от навязанного добровольного страхования

Россияне смогут отказаться от навязанного добровольного страхования

Россияне смогут отказаться от навязанного добровольного страхованияВ скором времени в России может быть введен так называемый "период охлаждения", в течение которого граждане смогут отказаться от навязанных им при заключении того или иного договора дополнительных страховых услуг (например, добровольное страхование жизни и здоровья при получении кредита в банке или КАСКО при оформлении полиса обязательного автострахования). Соответствующее указание Банка России, которое предусматривает подобные правила, в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России.

Чтобы расторгнуть договор добровольного страхования, у граждан будет не менее пяти дней (календарных или рабочих – не уточняется) со дня его заключения и вне зависимости от момента уплаты страхового взноса. Страховщик при этом может установить и более длительный срок, в течение которого допускается отказ от добровольной страховки. Если договор страхования не вступил в силу, страховая компания обязана будет вернуть клиенту всю уплаченную за полис сумму. В обратной ситуации страховщик вправе будет удержать часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора.

Отмечается, что в течение 90 дней с момента вступления в силу указанного документа страховые компании должны будут привести свою деятельность по вновь заключаемым договорам в соответствие с новыми требованиями.

Банк России объясняет введение новых правил тем, что сегодня граждане фактически вынуждены соглашаться с условием основного договора о необходимости оформления добровольной страховки, так как в большинстве случаев они не имеют возможности повлиять на содержание основного договора. При этом во многих договорах добровольного страхования прописывается положение, согласно которому в случае отказа страхователя от страховых услуг премия ему возвращена не будет. Такой порядок допускается действующим законодательством в случае, если договором страхования не предусмотрено иное. Правда, предусмотрен и ряд обстоятельств, при наличии которых у страховой компании возникает обязанность по возврату части премии (например, гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая) – но произвольный отказ от договора страхования к ним не относится (п. 3 ст. 958 ГК РФ).

Какие имущественные интересы могут быть объектами личного страхования? Узнайте в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Напомним, в действующем законодательстве существует норма, которая устанавливает ответственность за навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования. Штраф для должностных лиц за указанное правонарушение составляет 50 тыс. руб. (ст. 15.34.1 КоАП РФ). Однако доказать факт навязывания, как подчеркивает регулятор, достаточно сложно.

По данным Службы по защите прав потребителей и миноритарных акционеров Банка России, в III квартале текущего года число жалоб на навязывание страховых услуг при продаже полисов ОСАГО снизилось на 67% по сравнению со II кварталом и составляет 17% от общего числа жалоб, но регулятор тем не менее считает этот показатель высоким. Директор Департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук отмечает, что с введением новой нормы граждане смогут отказаться от навязанной или невыгодной страховой услуги без предъявления специальных требований или прохождения административной или судебной процедуры.

ФАС России, в свою очередь, одобрила введение "периода охлаждения" еще в конце сентября. Антимонопольная служба предлагала тогда внести соответствующие изменения в законодательство о страховом деле (письмо ФАС от 28 сентября 2015 г. № АК/52312/15 "О введении "периода охлаждения"). По ее мнению, этот период не может быть менее 10 рабочих дней с момента уплаты страховой премии или страхового взноса.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

"Период охлаждения" в сфере добровольного страхования – что это такое и зачем его cобираются вводить

"Период охлаждения" в сфере добровольного страхования – что это такое и зачем его cобираются вводить

Условие о возврате уплаченной страховой премии или ее части при отказе страхователя от уже оформленной страховки может стать обязательным для договоров большинства видов добровольного страхования. 

Наличие полисов ОСАГО будут проверять с помощью камер фото- и видеофиксации

Наличие полисов ОСАГО будут проверять с помощью камер фото- и видеофиксации

Планируется, что уже в начале 2016 года такой пилотный проект будет реализован в Москве, Казани и некоторых других городах, а при его успешной апробации – на всей территории страны.

Гарантии страховой защиты инвалидов могут быть усилены
В настоящее время правила многих страховых компаний устанавливают, что такие лица страхованию жизни и здоровья не подлежат.

Досрочно погасившим кредит заемщикам предлагается возвращать часть страховой премии

Досрочно погасившим кредит заемщикам предлагается возвращать часть страховой премии
Речь идет о страховании жизни и здоровья гражданина в связи с предоставлением потребительского кредита.