Предложены правила рассмотрения дел о конституционности решений межгосударственных правозащитных органов
В Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" может появиться отдельная глава, посвященная порядку разрешения подобных дел. Такая законодательная инициатива1, разработанная группой депутатов и сенаторов, зарегистрирована в Госдуме.
Предполагается, что правом обращения в КС РФ с заявлением о проверке конституционности того или иного решения будет наделен один из федеральных органов исполнительной власти. Решение о подаче заявления в КС РФ может быть принято им на основе международного договора, заключения органа, на котором лежит обязанность по исполнению решения межгосударственного правозащитного органа, либо (если исполнение решения возложено именно на него) самостоятельно. Обратиться в КС РФ смогут также президент и правительство в случае выявления ими противоречия между Конституцией РФ и международным договором в истолковании межгосударственного органа.
При рассмотрении таких дел КС РФ будет проверять возможность исполнения в соответствии с Конституцией РФ решения межгосударственного органа, принятого на основании положений международного договора РФ. Особое внимание будет уделено истолкованию межгосударственным органом международного договора с точки зрения основ конституционного строя РФ и установленного Конституцией РФ правового регулирования прав и свобод человека и гражданина.
Предусмотрено, что если КС РФ придет к выводу о невозможности исполнения решения межгосударственного правозащитного органа, то никакие акты национального законодательства во исполнение такого решения приниматься не должны.
Напомним, в середине июля КС РФ подтвердил приоритет Конституции РФ перед решениями ЕСПЧ. Высший суд подчеркнул тогда, что аналогичное правило практикуется многими европейскими странами (Германия, Италия, Австрия, Великобритания).