Предлагается ввести трехлетний мораторий на введение платы за проезд большегрузов по федеральным автотрассам
15 ноября текущего года вступит в силу норма, предусматривающая взимание платы за движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Такая плата, уплачиваемая владельцами большегрузов, пойдет в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами, и будет зачисляться в федеральный бюджет (ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Группа депутатов Госдумы считает нецелесообразным в условиях социально-экономического кризиса в России вводить указанную плату. В нижнюю плату парламента внесен соответствующий законопроект1.
Так, предлагается отложить на три года введение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т. Срок вступления в силу указанной нормы планируется перенести с 2015 года на 2018 год.
Представители автобизнеса считают, что старт работы системы с 15 ноября текущего года невозможен, так как условия в нашей стране сильно отличаются от практики европейских стран, на которой основано введение такой платы. "Действующая система штрафов за нарушение ПДД с тенденцией к их увеличению, ежегодно возрастающие суммы транспортного налога, отсутствие автодорог, соответствующих требованиям их эксплуатации, отсутствие транспортной инфраструктуры и придорожного сервиса, увеличение стоимости запчастей и топлива, формируют не лучшие условия для ведения бизнеса в сфере автоперевозок и существенно влияют на его доходность", – подчеркивают парламентарии.
Напомним, Правительство РФ своим постановлением от 3 ноября 2015 г. № 1191 скорректировало Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, предусмотрев постепенное увеличение размера такой платы. Согласно поправкам, будет существенно снижен размер платы на 1 км пути, пройденного по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, от предусмотренного ранее (3,73 руб./км). В частности, до 29 февраля 2016 года включительно размер платы составит 1,53 руб./км (на этот период к ранее установленному размеру платы будет применяться коэффициент 0,41). С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно коэффициент составит 0,82 – размер платы в этот период будет доходить до 3,06 руб./км. И лишь с 1 января 2019 года плата будет взиматься в размере 3,73 руб./км.
Может ли возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, рассматриваться как мера ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих? Узнайте из "Энциклопедии судебной практики. Правовые позиции судов" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!
При этом от платы будут освобождены:
- транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов;
- специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
- специальные транспортные средства, осуществляющие перевозку вооружения и военной техники (ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").