АТОР ответила на основные вопросы туристов, купивших тур в Египет
Президент РФ Владимир Путин подписал указ от 8 ноября 2015 г. № 553, которым в целях обеспечения национальной безопасности России и защиты россиян от преступных и иных противоправных действий временно запретил российским авиакомпаниям осуществлять воздушные перевозки (в том числе коммерческие) граждан с территории РФ на территорию Арабской Республики Египет. Исключения предусмотрены для случаев осуществления воздушных перевозок, направляемых органами госвласти РФ и федеральными госорганами в служебных целях. Ограничения распространяются на правоотношения, возникшие с 6 ноября. С указанной даты Правительство РФ принимает меры по обеспечению возвращения в Россию граждан РФ, временно находящихся на территории Египта.
Для урегулирования ситуации и оказания правовой помощи туристам, купившим путевку в Египет, правовая служба Ассоциации туроператоров России (АТОР) подготовила памятку1, в которой сформулировала ответы на основные вопросы туристов:
- надо ли отказываться от туров?
- как это сделать?
- где получить альтернативные предложения?
- вернут ли деньги за тур в Египет? И др.
В частности, если туристы готовы рассмотреть альтернативные предложения отдыха, то им рекомендуется тщательно взвесить свое решение, поскольку изменения в туре, скорее всего, будут невозможны. "Будьте готовы к тому, что за некоторые альтернативные варианты отдыха придется доплатить – в зависимости от выбора страны и типа отдыха. Это связано с тем, что стоимость туров в Египет ниже, чем стоимость туров в другие страны", – подчеркивается в памятке. При этом ассортимент альтернативных туров зависит от возможностей туроператоров и их договоренностей с партнерами – как правило, в качестве альтернативных направлений могут быть предложены Турция, Кипр, ОАЭ, Таиланд и др.
О порядке обращения туриста за защитой своих прав читайте в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Отмечается, что получить альтернативные предложения можно у турагента, с которым был заключен договор о реализации турпродукта. Для этого туристам необходимо связаться с турагентом, получить у него информацию о предложениях туроператора и принять решение о переносе сроков тура, места отдыха и т. п. При этом следует учитывать, что в договор должны быть внесены соответствующие изменения, а решение по заявлению об изменениях принимает туроператор, а не агентство. Но поскольку у большинства туроператоров количество туристов исчисляется десятками тысяч и их оперативные службы не справляются с таким объемом обращений, в целях экономии времени и средств АТОР советует связываться с турагентами, и только в случае недостижения взаимопонимания по изменениям в программе тура – обращаться к туроператорам.
В свою очередь, если турист не желает менять направление тура и рассматривает только путевки в Египет, то он может согласовать перенос сроков тура с туроператором через своего турагента (если туроператор предлагает такой альтернативный вариант). Однако совершить поездку в Египет можно будет только после того, как будет восстановлено авиасообщение между Россией и Египтом – до этого момента туроператор сохранит денежные средства, уплаченные за тур. После определения новых сроков тура также следует внести соответствующие изменения в договор.
Туристы, которые хотят отказаться от тура в Египет, должны обратиться в турагентство, в котором приобретали тур, с соответствующим заявлением, указав в нем причины расторжения договора и требование вернуть все деньги, уплаченные за этот тур. Решение о возврате денежных средств в данном случае будет принимать туроператор, которому агентство обязано в этот же день передать заявление туриста. АТОР предупреждает, что из-за большого количества обращений по турам в Египет, возможно, придется подождать, когда туроператор согласует возврат со своими партнерами. "Отказ туроператора вернуть все денежные средства в досудебном порядке допустим – законодательство РФ предусматривает расторжение договора и возврат денежных средств по нему по решению суда", – уточняется в памятке. Если туроператор принял решение осуществить возврат денежных средств туристу, он переведет их на расчетный счет агентства, а агентство – вернет их туристу.
Кроме того, указаны контакты ведомств, сотрудники которых могут ответить на другие вопросы туристов. Так, проконсультироваться можно на горячей линии МЧС России (для звонков по России +7 (800) 100-40-61, для звонков из других стран +7 (499) 995-57-26), на горячей линии Роспотребнадзора (+7 (800) 100-00-04 – с 8.00 до 20.00 по московскому времени), а также в правовой службе АТОР (help@atorus.ru).
"Сложившаяся ситуация является внезапной и на сегодняшний день непреодолимой, пожалуйста, будьте терпимы и воздержитесь от необдуманных решений. Все меры, предпринимаемые участниками туристического рынка, нацелены на обеспечение безопасности российских туристов", – заключает АТОР.
Также разработана памятка для турагентств2.