Разработан проект Кодекса РФ об административной ответственности
В Госдуму внесен проект Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее – КАО РФ)1. Автор документа – депутат Госдумы Александр Агеев.
Предлагается выделить в структуре Кодекса три части – Общую, Особенную и Процессуальную – состоящие из разделов и глав (всего 52 главы). Основными отличиями нового документа от действующего КоАП РФ могут стать:
- сплошная нумерация норм, что будет способствовать более эффективному использованию их правоприменителем;
- введение нормы, определяющей основания административной ответственности (единственным основанием привлечения физического или юридического лица к административной ответственности определено совершение им административного правонарушения, предусмотренного Особенной частью КАО РФ или законом субъекта РФ об административной ответственности);
- установление новых принципов привлечения к административной ответственности – индивидуализация (привлечение к ответственности того лица, которое непосредственно совершило правонарушение, с учетом его индивидуальных характеристик, принимаемых во внимание при назначении наказания) и справедливость (соответствие, соразмерность применяемых к лицу мер ответственности характеру совершенного им правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного), а также уточнение принципа недопустимости повторного привлечения лица к административной ответственности;
- уточнение понятий "состав административного правонарушения" (совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, подтверждающих фактическое наличие административного правонарушения) и раскрытие его элементов – объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона;
- введение норм, определяющих моменты окончания административного правонарушения, определение понятий длящегося и продолжаемого административных правонарушений, повторности совершения административного правонарушения, совокупности административных правонарушений;
- установление общих правил административной ответственности граждан РФ, не обладающих специальным правовым статусом;
- выделение граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в самостоятельную категорию субъектов административного правонарушения, отличную от должностных и юридических лиц;
- введение нормы о возможности применения к лицу, совершившему административное правонарушение, более мягкого административного наказания, чем предусмотрено законом.
Кроме того, проектом КАО РФ предусмотрено скорректированное определение понятия "административное правонарушение". Под ним понимается противоправное, то есть противоречащее положениям законов, иных нормативных правовых актов, признанных обязательными для исполнения нормативно-технических документов, действующих на территории России, общественно вредное, то есть причиняющее реальный вред (физический, имущественный, моральный, репутационный, организационный) охраняемым государством общественным отношениям либо создающее угрозу причинения такого вреда, виновное действие (бездействие) индивидуально определенного физического или юридического лица, обладающего юридической способностью нести административную ответственность, за которое КАО или законом субъекта РФ об административной ответственности установлена административная ответственность. Напомним, сейчас административное правонарушение определяется как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Как соотносятся административная и уголовная ответственность, читайте в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступОдновременно сформулировано определение понятия административной ответственности как вида юридической ответственности, которая заключается в применении компетентными органами исполнительной власти, иными органами, осуществляющими публичные полномочия, их должностными лицами, судьями судов предусмотренных КАО РФ и законами субъектов РФ об административной ответственности мер административной ответственности (административных наказаний) к физическим и юридическим лицам, виновно совершившим административные правонарушения.
В проекте систематизированы в отдельной главе обстоятельства, исключающие основания привлечения лица к административной ответственности и основания для освобождения лица от административной ответственности. При этом перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к административной ответственности, дополнен такими обстоятельствами, как физическое или психическое принуждение, исполнение приказа или распоряжения. В свою очередь, в числе оснований для освобождения лица от административной ответственности могут появиться такие основания, как деятельное раскаяние, выражающееся в устранении лицом допущенных нарушений обязательных требований в установленный административно-юрисдикционным органом срок, и примирение с потерпевшим. Определено понятие малозначительного административного правонарушения, выделены его отличительные признаки.
Также конкретизировано понятие административного наказания и цели его применения, понятия и условия применения отдельных видов административных наказаний. Помимо этого, предлагается определять размер административного штрафа исходя из расчетного показателя (базовой величины) для исчисления штрафа (1 тыс. руб.). Расширена сфера применения таких административных наказаний, как лишение специального права, обязательные работы, административный запрет, изменены правила применения административного приостановления деятельности.
В свою очередь, нормы Особенной части проекта КАО РФ систематизированы в соответствии с принятым в теории административного права подходом в зависимости от сферы функционирования государства и общества, в которых совершаются соответствующие правонарушения (административные правонарушения против личности, в сфере экономики, в сфере землепользования, природопользования и охраны окружающей, в области финансов, налогов и сборов, таможенного дела, несостоятельности(банкротства), в социально-культурной сфере, сфере информационной деятельности и архивного дела, в сфере обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка, в сфере функционирования политической системы, государственного аппарата, обеспечения обороны и государственной безопасности). По мнению автора инициативы, такой подход позволяет наиболее точно и полно систематизировать административные правонарушения по объектному признаку и тем самым облегчить пользователю Кодекса поиск соответствующих правовых норм в его Особенной части. В основу указанной части проекта КАО РФ положены нормы Особенной части действующего КоАП РФ, которые систематизированы, дополнены и уточнены.
Наконец, Процессуальная часть проекта КАО РФ определяет порядок производства по делам о привлечении к административной ответственности. При этом выделяется два вида производства – полное и упрощенное (используемое для ускоренного рассмотрения отдельных категорий дел, например, дел о нарушениях требований безопасности дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме). Также в этой части систематизированы принципы осуществления производства по делам о привлечении к административной ответственности, установлен перечень грубых нарушений процессуальных норм КАО РФ, уточнен правовой статус участников производства по делам о привлечении к административной ответственности, правила доказывания по этим делам, порядок возбуждения и рассмотрения дел и т. п.
КАО РФ планируется ввести в действие с 1 января 2017 года.
Необходимость разработки и принятия нового кодекса Агеев связывает с тем, что действующий КоАП РФ, введенный в действие в 2002 году, во многом уже не соответствует конституционно-правовым требованиям, предъявляемым к юридической ответственности вообще и административной ответственности, в частности, назначаемых физическим и юридическим лицам административных наказаний. "За период действия КоАП РФ с 2002 года по настоящее время существенно изменилось федеральное законодательство, положения которого охраняются мерами административной ответственности, что обусловливает необходимость системной корректировки составов административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью данного кодекса", – подчеркивает парламентарий.