Нормальное развитие электронной коммерции в России невозможно без урегулирования трансграничной интернет-торговли
Несмотря на небольшую долю интернет-торговли в общем объеме розничной торговли в России – примерно 3%, ее годовой оборот составляет около 600 млрд руб. При этом в условиях кризиса популярность интернет-магазинов увеличивается в связи с возможностью приобретения в них товаров по более низким ценам. Нельзя не отметить, что широкое распространение получает трансграничная интернет-торговля. Так, по данным интернет-магазина AliExpress, ежедневно он осуществляет приблизительно 120 тыс. отправлений товаров в Россию.
В связи с этим экспертное сообщество снова начало активно обсуждать вопрос о защите прав пользователей при совершении покупок через Интернет. Ситуация на внутреннем рынке электронной коммерции достаточно стабильная, ведь на деятельность российских интернет-магазинов распространяется ГК РФ, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей", Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", а также Правила продажи товаров дистанционным способом. Поэтому граждане, недовольные качеством их работы, могут обратиться в Роспотребнадзор или в суд.
Трансграничная торговля законодательно не урегулирована. "Покупая товар за рубежом, потребитель получает только тот объем гарантий и прав, который ему готова предоставить иностранная торговая площадка. Сталкиваясь с какими-либо проблемами, потребитель может только уповать на добросовестность этой электронной площадки", – отметил председатель региональной общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов в ходе круглого стола, посвященного обсуждению перспектив регулирования торговли в Интернете, который был организован "Парламентской газетой" 27 октября.
При этом условия, в которых реализуют товары российские и зарубежные интернет-площадки, различны, подчеркивают эксперты. Так, отечественным компаниям необходимо продавать только сертифицированную продукцию, обеспечивать сервисное обслуживание проданной, например, бытовой техники, формировать фонд обменных товаров. Отчасти именно этим обусловлены предлагаемые ими более высокие по сравнению с иностранными компаниями цены.
Подлежит ли интернет-торговля обложению торговым сбором? Ответ – в "Базе знаний службы Правового консалтинга" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!
Выравниванию конкурентных условий для всех участников рынка, по мнению экспертов, может помочь введение обязательной сертификации продукции, реализуемой в России иностранными интернет-магазинами. Кроме того, предлагается обсудить вопрос о необходимости открытия в РФ представительств иностранных интернет-продавцов. Деятельность этих представительств будет поднадзорна Роспотребнадзору, что поможет обеспечить полноценную защиту прав потребителей
Помимо того что иностранные интернет-магазины фактически не отвечают за качество проданных товаров, они не платят налоги в России. Именно эту ситуацию, по мнению члена Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексея Казакова, необходимо исправить, для того чтобы не допустить исчезновения с рынка добросовестных российских интернет-продавцов. С ним согласен и член Комитета Совета Федерации по экономической политике Николай Власенко. Исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов предлагает присмотреться к тому, как решается вопрос налогообложения иностранных интернет-магазинов другими странами. Так, например, Япония и США обмениваются налоговыми отчислениями, пропорциональными количеству реализованных ими на территории друг друга товаров.
Как сообщил руководитель кластера "РАЭК/Электронная коммерция" Иван Кургузов, крупнейшие интернет-агрегаторы – eBay и AliExpress готовы стать налоговыми агентами, нужно только закрепить соответствующее решение в нормативном акте. В связи с этим он упомянул о еще одной проблеме – отсутствии у какого-либо из российских ведомств функций по регулированию интернет-торговли. "Меня беспокоит тот факт, что нет ни одного ведомства, нет конкретных должностных лиц, которые отвечают за нашу сферу, кроме контролирующего ведомства (Роспотребнадзор). С кем согласовывать те или иные вопросы, непонятно. На мой взгляд, куда-то в эту сторону стоит направиться – собрать экспертов и договориться о том, как регулировать рынок. При этом надо ориентироваться на нормальную распространенную практику, а потом формализовать ее неким саморегулирующим документом, который бы разъяснял, как правильно выполнять положения закона, как не обижать потребителя, как реагировать на его претензии", – подчеркнул Иван Кургузов.
Напомним, работа над такими правилами розничной электронной торговли уже ведется заинтересованными участниками рынка. Те предложения, которые требуют внесения изменений в законодательство, были направлены для включения в проект долгосрочной Программы развития российского сегмента сети Интернет (в раздел, посвященный дистанционной торговле), подготовленный Институтом развития Интернета (ИРИ), который проходит финальные стадии обсуждения перед представлением Президенту РФ, сообщил порталу ГАРАНТ.РУ Иван Кургузов.
Важную роль в саморегулировании отрасли играют интернет-агрегаторы и ассоциации интернет-компаний – они устанавливают определенные правила, соблюдать которые обязаны все входящие в них магазины и компании, в том числе иностранные. Такие крупные игроки рынка нацелены на то, чтобы покупатель обращался к ним не единожды, поэтому заботятся о создании безопасного сервиса для клиентов на рынке электронной коммерции. Так, в декабре прошлого года начало свою работу Независимое объединение товарных агрегаторов (Яндекс.Маркет, eBay, Wikimart, Товары@Mail.ru и Price.ru) – НОТА, созданное для быстрого выявления сведений о контрафактных товарах в Интернете. На специально созданном сайте НОТА любой покупатель может сообщить о поддельных товарах, информация о которых размещена любым из входящих в состав объединения агрегаторов, в течение трех месяцев со дня покупки, указав в каком интернет-магазине был куплен товар. К заявлению необходимо приложить фотографии товара и подтверждающие факт покупки документы. По каждому сообщению проводится проверка, в случае если товар действительно поддельный, его карточка убирается из всех магазинов.
Таким образом, участники рынка интернет-торговли выступают не за ограничение трансграничной торговли, а за единообразие требований к российским и зарубежным продавцам. В противном случае получит развитие уже наметившаяся тенденция перевода деловой активности интернет-площадок за границу с целью устранения целого ряда имущественных обременений.
При этом российские интернет-магазины все же могут сами бороться за покупателей, разъясняя им преимущества покупки товаров в России, а не в иностранных интернет-магазинах. К таким преимуществам относятся качество сертифицированных товаров, более быстрая доставка, возможность возврата, организация сервисного обслуживания.