За необоснованное обращение участника госзакупок лекарственных препаратов и медицинских изделий в ФАС России может быть установлен штраф
Минздрав России предлагает штрафовать участников торгов в сфере закупки лекарств для государственных нужд за обращение в ФАС России без достаточных на то оснований. С такой инициативой на состоявшемся 6 октября заседании ТПП России выступила директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина. Она обратила внимание на тот факт, что необоснованные жалобы участников госзакупок существенно затягивают конкурсную процедуру, однако на данный момент никаких санкций за это не установлено.
Не менее значима проблема дискриминации отечественной продукции по сравнению с импортной. Председатель Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности Юрий Калинин отмечает: несмотря на то, что за последние пять лет на развитие отечественной фармацевтической промышленности было потрачено около 180 млрд руб. (из них 60 млрд руб. бюджетных средств), доля лекарств российского производства на торгах не увеличилась, а даже немного снизилась. В связи с этим, уверен Калинин, контракты и технические задания к аукционам, конкурсам и запросам котировок на поставку лекарственных средств и медицинских изделий должны быть унифицированы. Такая мера, по мнению эксперта, позволит создать равные условия для всех поставщиков, а в перспективе – увеличить объем закупок препаратов отечественного производства, превосходящих зарубежные аналоги по соотношению "цена – качество".
О нюансах клинического исследования лекарственных препаратов узнайте в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Стоит отметить, что в этих же целях Правительство РФ ранее ограничило допуск к торгам отдельных видов зарубежных медицинских изделий (постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102). Среди них медицинская одежда, наборы некоторых биохимических реагентов и др.
Более того, Минпромторг России уже подготовил законопроект, расширяющий данный перечень с 49 до 88 позиций1 – общественное обсуждение этого документа было завершено 1 октября. "Мы получили около 400 предложений, каждое из которых сейчас детально прорабатывается. Есть предложения и по расширению перечня. По завершении работы мы будем готовы направить проект на согласование в Правительство РФ", – сообщила директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России Ольга Колотилова. Инициатива министерства вызвала при общественном обсуждении широкий резонанс. Высказывались опасения, что принятие такого закона повлечет за собой снижение качества отечественной продукции и полный запрет на импорт медицинских изделий. Однако разработчики законопроекта отмечают, что вводить последнюю меру пока не планируется – доля отечественных изделий на рынке, по их прогнозам, должна увеличиться в 2016 году лишь на 25-30%, а в 2017 году – на 35-40%. При этом все изделия, аналогов которых в России нет, будут по-прежнему поставлять из-за рубежа.
Кроме того, в скором времени может быть изменен подход к формированию начальной (максимальной) цены контракта – в частности, установлены оптовые региональные надбавки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, что станет дополнительным экономическим стимулом для поставщиков. Соответствующие изменения ТПП России предлагает внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ).
Вместе с тем, как подчеркивает Юрий Калинин, лица, утверждающие аукционную документацию и технические задания, не несут персональную ответственность за последствия нарушения ими требований закона, что также отражается на качестве проведения торгов. По его мнению, необходимо установить административную ответственность таких лиц, если их действия прямо или косвенно предопределяют победу в тендере определенного участника. К слову, соответствующий законопроект уже разработан Правительством РФ и готовится к первому чтению в Госдуме2. Так, например, несоблюдение порядка и формы обоснования закупок может повлечь наложение на должностное лицо административного штрафа в размере 10 тыс. руб.