Минфин России разработал законопроект о федеральном бюджете на 2016 год
Сформированы основные характеристики федерального бюджета на 2016 год. Минфин России подготовил соответствующий законопроект1.
Так, предлагается утвердить следующие основные характеристики федерального бюджета на 2016 год, определенные исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 78,6 трлн руб. и уровня инфляции, не превышающего 6,4% (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года):
- прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 13,6 трлн руб.;
- общий объем расходов федерального бюджета в размере 15,8 трлн руб.;
- дефицит федерального бюджета – 2,2 трлн руб.;
- нормативная величина Резервного фонда в сумме 5,5 трлн руб. При этом Правительству РФ могут разрешить направить средства Резервного фонда в размере до 500 млрд руб. на замещение не поступающих в ходе исполнения федерального бюджета в 2016 году доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2017 года в сумме около 9 трлн руб.;
- верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2017 года в сумме $55,1 млрд, или €49,2 млрд.
В следующем году планируется направить около 702 млрд руб. на исполнение публичных нормативных обязательств. Также документом предусмотрены особенности установления отдельных расходных обязательств РФ и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения. В частности, в 2016 году предполагается сохранить действующий размер материнского (семейного) капитала (453 026 руб.). При этом величину прожиточного минимума пенсионера в целом по России для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии на 2016 год планируется установить в размере 10 755 руб. (сейчас – 7161 руб). С 1 января 2016 года размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, может составить 1,04 (в текущем году – 1,055). В свою очередь, размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников (245,88 тыс. руб.) и размер ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" (12 373 руб.), намерены сохранить.
Также предлагается утвердить:
- нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ на 2016 год;
- ведомственную структуру расходов федерального бюджета на следующий год;
- распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам видов расходов классификации расходов бюджета на 2016, а также по целевым статьям, группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов;
- распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ на 2016 год;
- распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на 2016 год;
- распределение субсидий бюджетам субъектов РФ на 2016 год и т. д.
Согласно проекту федерального бюджета, в 2016 году планируется выделить до 140 млрд руб. на предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ (для частичного покрытия дефицитов бюджетов, покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ, а также для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий). При этом плата за пользование бюджетными кредитами на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) может составить 0,1% годовых.
МНЕНИЕ
Владимир Слепак, председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан:
"Я постараюсь перечислить меры, которые, с моей точки зрения, сразу сделают наш бюджет профицитным;
- навести порядок на алкогольном рынке России, где нелегальный оборот вырос до 64%, а бюджет не получает более 290 млрд руб. ежегодно;
- навести порядок в сфере госзакупок, где потери бюджета оцениваются в сотни млрд руб.;
- принять решительные меры по борьбе с наркоманией и распространением наркотиков (потери 2-3% ВВП);
- провести умную реформу туристической отрасли, введя государственное лицензирование туристической деятельности и создав самостоятельное министерство (в европейских странах туризм создает миллионы рабочих мест и занимает 10-12% в структуре ВВП);
- принять решительные меры по борьбе с контрафактной продукцией (правообладатели товарных знаков для товаров народного потребления теряют от 5% до 15% прибыли ежегодно. Такие же потери несет и бюджет из-за теневого оборота контрафактных товаров);
- вывести на принципиально новый уровень борьбу с коррупцией (по экспертным оценкам, ежегодные потери российской экономики от коррупции составляют 3,5-7% ВВП, или 2-4 трлн руб.);
- вернуть лицензирование для регулирования рынка ритуальных услуг, где размер теневого присутствия оценивается в 60%, а потери бюджета составляют до 200 млрд руб.;
- принять меры по совершенствованию регулирования табачного рынка (объем теневого оборота составляет от 20 до 45 % всего объема продаж, по экспертным данным, российский рынок табачной продукции в денежном выражении составляет около 430 млрд руб. и 390 млрд штук сигарет в натуральном выражении);
- навести порядок в организации дорожного движения и принять конкретные меры по обеспечению дорожно-транспортной безопасности (потери от ДТП в РФ составляют ежегодно около 2,5% ВВП при количестве ДТП, превышающем 200 тыс. в год);
- выполнить комплекс мер по борьбе с теневой занятостью (ежегодные потери бюджетной системы России в связи с теневой занятостью экономически активного населения ежегодно составляют более 1,2 трлн руб).
Если сложить эти десять пунктов по потерям, то получится сумма, превышающая бюджет 2016 года".
До 13 октября законопроект будет проходить независимую антикоррупционную экспертизу.