Новости и аналитика Новости Подписан четвертый антимонопольный пакет

Подписан четвертый антимонопольный пакет

Подписан четвертый антимонопольный пакетПрезидент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Напомним, документ содержит комплекс мер, направленных на либерализацию и совершенствование антимонопольного законодательства в России. В частности, предусмотрено расширение сферы применения института предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, за счет распространения его на действия органов госвласти и органов местного самоуправления. Расширен перечень лиц, которым направляется предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, – в него включены должностные лица органов власти различных уровней.

При этом Правительству РФ предоставлено право определять правила недискриминационного доступа к товарам не только для естественных монополий, как это делается сейчас, но и для компаний, которые естественными монополиями не являются, но доля которых на соответствующем товарном рынке составляет более 70% (высококонцентрированные товарные рынки). А за ФАС России закреплены функции по пересмотру решений территориальных антимонопольных органов. Согласно закону, в составе ФАС России появится коллегиальный орган, призванный давать разъяснения по вопросам практики применения антимонопольного законодательства и рассматривать жалобы на решения территориальных антимонопольных органов.

Кроме того, законом отменена норма о возможности признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на определенном товарном рынке менее 35%, и исключено ведение реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35%. Между тем, закреплена возможность признания картелем соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами – покупателями товара на товарном рынке, и прописана необходимость предварительного согласования с антимонопольным органом соглашений хозяйствующих субъектов о совместной деятельности. Например, проходить согласование потребуется предприятиям, суммарная стоимость активов которых превышает 7 млрд руб. по состоянию на последнюю отчетную дату, или суммарная выручка от реализации товаров которых за прошлый год составляет более 10 млрд руб. При этом уведомительный контроль сделок субъектов естественных монополий исключен.


О порядке согласования с антимонопольным органом сделок и действий читайте в "Энциклопедии решений. Корпоративное право" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!



Также в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" появится отдельная глава, посвященная описанию случаев недопустимой практики недобросовестной конкуренции. В ней будут конкретизированы запреты на недобросовестную конкуренцию различными способами (путем дискредитации, введения в заблуждение, некорректного сравнения и т. п.).

Сопутствующие поправки внесены и в КоАП РФ. Так, повышена (до 50 тыс. руб.) сумма штрафа, налагаемого на должностных лиц органов власти в случае, если их действия приводят к ограничению конкуренции и свободы экономической деятельности. Если же должностные лица были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное правонарушение, то предусматривается их дисквалификация на срок до трех лет. Устанавливается административная ответственность за нарушение процедуры торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам их проведения. Однако допускается смягчение административной ответственности для лиц, содействующих в расследовании антимонопольного нарушения.

Закон вступит в силу через 90 дней после его официального опубликования (за исключением ряда норм, для которых установлен иной срок). Документ опубликован сегодня – 6 октября 2015 года.

 

 Документы по теме:

 Новости по теме:

 

Материалы по теме: 

Поправки в четвертый антимонопольный пакет: как рассматривать антимонопольные дела

Поправки в четвертый антимонопольный пакет: как рассматривать антимонопольные дела
Процедура рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства может стать похожей на судебное разбирательство

Четвертый антимонопольный пакет: возможные поправки

Четвертый антимонопольный пакет: возможные поправки
Так, соответствующий законопроект вводит новый орган для обжалования решений ФАС России, предусматривает согласование соглашений о совместной деятельности и упраздняет Реестр доминирующих компаний.

Недобросовестная конкуренция сегодня и завтра

Недобросовестная конкуренция сегодня и завтра
ФАС России представила вариант законопроекта, который конкретизирует положения о недобросовестной конкуренции и расширяет перечень ее форм.