Требования к федеральным государственным образовательным стандартам могут быть скорректированы
Депутат Госдумы Олег Смолин считает, что существующие сегодня федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального, основного и среднего общего образования нарушают единство образовательного пространства России. Он предлагает расширить перечень требований к таким стандартам. Соответствующий законопроект1 парламентарий внес в Госдуму.
Согласно указанному документу, ФГОСы должны включать в себя:
- базисный учебный план, который устанавливает верхний и нижний пороги объема основной образовательной программы, соотношение обязательной и дополнительной частей программы, а также перечень обязательных учебных предметов, курсов, дисциплин, максимальные и минимальные показатели их трудоемкости;
- базовое содержание образовательных программ по обязательным предметам, курсам и дисциплинам, освоение которых необходимо для успешного прохождения обучающимся промежуточных экзаменов или государственной итоговой аттестации.
Сегодня ФГОСы содержат только требования к структуре основных образовательных программ и их объему, к условиям их реализации, а также к результатам освоения таких программ (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Законопроектом также планируется закрепить, что во ФГОСах среднего общего образования обязательно должны быть представлены результаты освоения программы, к достижению которых необходимо стремиться обучающемуся для успешного прохождения вступительных испытаний при поступлении в вуз.
Кроме того, могут быть регламентированы требования к учебникам, включенным в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253). Предполагается, что такие учебные пособия должны в полной мере представлять базовое содержание основных образовательных программ по соответствующим учебным предметам, курсам и дисциплинам.
Олег Смолин полагает, что предлагаемые им изменения позволят создать определенность в вопросе о том, каких результатов должен достичь учащийся по окончании освоения той или иной образовательной программы. Таким образом, по его мнению, будет реализована защита прав и законных интересов обучающихся, их родителей, а также авторов учебников и учебных книгоиздательств.