Минфин России рассказал о признаках недобросовестной конкуренции аудиторских компаний
Минфин России на своем официальном сайте опубликовал перечень признаков недобросовестной конкуренции аудиторских компаний. Они были одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России на заседании, которое состоялось 23 сентября 2015 года1.
Предназначен этот документ прежде всего для выявления недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг и противодействия ей. Ведомство рекомендует применять его, в частности, организациям в ходе проведении конкурсов по выбору поставщика аудиторских услуг, а также саморегулируемым организациям аудиторов и Росфиннадзору в ходе проведения внешнего контроля работы аудиторов.
Так, выделено семь основных признаков недобросовестной конкуренции аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов:
- распространение аудиторской организацией или индивидуальным аудитором ложных и (или) неточных сведений о себе. Например, искажение сведений о масштабах деятельности организации или о количестве аудиторов, имеющих «единые» квалификационные аттестаты (они дают право дают право осуществлять аудиторские проверки общественно значимых экономических субъектов).
- введение в заблуждение клиента в отношении характера, способа и места оказания услуг, их содержания, качества и объема. В том числе сокрытие или искажение сведений о составляющих оказываемой услуги или результата прохождения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором внешнего контроля качества работы;
- некорректное сравнение аудиторской организацией или индивидуальным аудитором своих услуг с услугами других аудиторских организаций;
- незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности другого юридического лица (например, методических разработок) в ходе оказания аудиторских услуг;
- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. К таким действиям относится, например, одновременное консультирование двух клиентов, являющихся прямыми конкурентами по сделке, если аудиторская консультация может повлиять на ее исход, оказание услуг покупателю и продавцу одной и той же сделки, рекомендации по инвестированию в организации, являющиеся взаимозависимыми с проверяющим аудитором и прочее;
- установление необоснованно высокой цены на аудиторские услуги;
- установление необоснованно низкой цены (ценовой демпинг) на аудиторские услуги.
Получить доступ
Рекомендации по поводу того, как именно следует выявлять указанные признаки недобросовестной конкуренции среди аудиторов, в документе не приводятся.