Система опеки и попечительства над ограниченно дееспособными и недееспособными гражданами, а также детьми-сиротами может быть скорректирована
Группа членов Совета Федерации предлагает внести изменения в систему организации опеки и попечительства над ограниченно дееспособными и недееспособными гражданами, а также детьми, проживающими в детских домах. Соответствующий законопроект1 поступил на рассмотрение Госдумы.
Документом предполагается введение системы смешанного опекунства, при которой станет возможным совместное исполнение функций опекуна или попечителя несколькими лицами (обычными гражданами или специальными учреждениями). Действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
Инициаторы поправок считают, что в отношении исполнения функций опекуна или попечителя над ограниченно дееспособными и недееспособными гражданами приоритет следует отдавать именно гражданам, а не организациям. Даже в тех случаях, когда возникает потребность в помещении недееспособного или ограниченного в дееспособности лица в интернат, предлагается дополнительно привлекать опекуна или попечителя для надзора за подопечным специального учреждения. По мнению сенаторов, это позволит решить проблему "закрытости" информации о состоянии таких граждан. То есть опекуны и попечители смогут со стороны наблюдать за обеспечением подопечного полагающимися ему специализированным уходом и надзором, а также соблюдением его прав и свобод.
Законопроект предусматривает возможность назначения такого "внешнего" опекуна или попечителя и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые до устройства в семью помещаются в детские приюты. Тогда как сегодня в таких случаях опекуны или попечители не назначаются (п. 2 ст. 155.2 Семейного кодекса РФ).
Также сенаторы планируют расширить круг организаций, которые могут выполнять функции опекуна или попечителя. В их список предлагается включить некоммерческие организации, в которых подопечный не помещается под надзор. Свое решение авторы законопроекта объясняют тем, что подобные организации как никто другой понимают особенности поведения и потребности инвалидов и могут оказать широкий спектр услуг, необходимых данной категории граждан. В настоящее время органы опеки и попечительства вправе организовать работу по получению образования, медицинской помощи, социальных услуг и т. п. своими подопечными при взаимодействии в том числе с образовательными, медицинскими организациями, а также организациями, оказывающими социальные услуги (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Вместе с тем, инициаторы поправок учли риски, которые могут возникнуть при передаче обязанностей по надзору за ограниченно дееспособными лицами широкому кругу организаций и осуществлением таких функций несколькими лицами. Так, предлагается установить, что организация может стать опекуном или попечителем только в том случае, если она отвечает определенным требованиям. Например, работники такой организации должны в обязательном порядке иметь соответствующую профессиональную подготовку.
Законопроект был поддержан Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.