Все детские дома в России должны быть переформатированы в центры содействия семейному устройству детей-сирот
По данным Минобрнауки России, количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за последние три года более чем в полтора раза – со 120 тыс. человек в конце 2012 года до 76 тыс. в настоящее время. Предполагается, что реализация Постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481, утвердившего Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Положение), которое вступило в силу с 1 сентября текущего года, позволит еще более существенно уменьшить эту цифру.
Главное новшество, предусмотренное Положением, в том, что теперь ребенок помещается в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организации для детей-сирот) временно, до устройства на воспитание в семью, и только в случае, когда невозможно немедленно назначить ему опекуна или попечителя (п. 4 Положения). В документе закреплена обязанность данных учреждений содействовать семейному устройству детей, в том числе путем участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание, которая осуществляется органами опеки и попечительства. Таким образом, по мнению директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Евгения Сильянова, происходит некая консолидация этих учреждений с органами опеки и попечительства. Напомним, до принятия Положения вопросы, касающиеся устройства сирот в семьи, полностью находились в ведении органов опеки и попечительства, а детские дома должны были обеспечивать, по сути, только проживание и обучение детей-сирот до определенного возраста. Поскольку главной целью деятельности последних теперь является именно возвращение ребенка в кровную семью или подбор для него подходящей приемной семьи, эксперты предлагают отказаться от самого термина "детские дома" и называть такие учреждения, например, центрами содействия семейному устройству детей-сирот.
Об основаниях и порядке передачи ребенка в организацию для детей-сирот читайте в материале "Выявление, учет и защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей" Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступТакже организации для детей-сирот должны заниматься сопровождением своих воспитанников и выпускников. Под сопровождением понимается оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, в том числе защита нарушенных прав и представление интересов детей в отношениях с любыми гражданами и организациями. Кроме того, консультативную и иную помощь эти учреждения должны оказывать и родителям в целях профилактики их отказа от воспитания детей, ограничения в родительских правах или лишения родительских прав и лицам, усыновившим или принявшим ребенка под опеку либо попечительство.
Очень важным, по мнению экспертов, является закрепление в Положении необходимости осуществления организациями для детей-сирот психолого-педагогической реабилитации детей, в том числе возвращенных после устройства на воспитание в семью. Всего же в документе перечислено 24 вида деятельности, которыми могут заниматься данные учреждения, причем этот перечень – открытый (п. 51 Положения). Такая конкретизация призвана, в частности, ответить на вопрос, что будут делать организации для детей-сирот, когда количество содержащихся в них детей существенно сократится, ведь отсутствие мотивации к устройству воспитанников в семьи у сотрудников данных учреждений вызвано, в том числе, опасением остаться без работы. Стоит отметить, что отныне информация о численности воспитанников, которые были возвращены в течение года законным представителям или переданы на воспитание в семьи, должны включаться в ежегодный отчет, формируемый каждой организацией для детей-сирот и размещаемой на ее официальном сайте (подп. "д" п. 61 Положения). Таким образом, эти данные становятся прямым показателем качества работы сотрудников данных учреждений. Кроме того, в следующем году планируется включить графу для указания периода пребывания детей в организациях для детей-сирот в форму № 103-РИК, с помощью которой ежегодно в Минобрнауки России подаются сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Об этом сообщила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Ирина Романова в ходе ток-шоу на тему: "Детские дома в России: что изменится в жизни воспитанников с 1 сентября 2015 года?", состоявшегося 7 сентября в МИА "Россия сегодня" при поддержке министерства.
Реализация новых правил организации жизни сирот, закрепленных в Положении, поможет создать условия для нормального психического развития ребенка и формирования его личности, подчеркнула сопредседатель экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Галина Семья. Так, согласно документу у ребенка должно быть индивидуальное пространство для занятий и отдыха, личные вещи в свободном беспрепятственном доступе (одежда, игрушки, книги и др.), личное время, возможность самостоятельно выбирать, как провести свой досуг. Проживание детей, организованное по принципам семейного воспитания, то есть когда дети обоих полов и разного возраста размещаются небольшими группами в помещениях квартирного типа с ограниченным количеством постоянных воспитателей (п. 33-38 Положения), должно способствовать формированию у детей родственных чувств, а также их подготовке к самостоятельной, в том числе семейной, жизни.
В то же время некоторые эксперты, в том числе международный эксперт по социальному сиротству стран СНГ (Россия, Украина, Казахстан), выпускник советского детского дома Александр Гезалов, считают, что даже переформатированные по семейному типу организации для детей-сирот должны быть лишь временным местом проживания детей и не должны восприниматься как дом, иначе им будет очень сложно жить вне этих учреждений.
Особого внимания заслуживает вопрос о подготовке и переподготовке сотрудников данных учреждений. Эксперты подчеркнули, что ни один вуз страны не проводит обучение воспитателей организаций для детей-сирот, подготовка кадров происходит, как правило, путем прохождения курсов подготовки и переподготовки специалистов. При этом уровень подготовки воспитателей должен быть очень высоким, поскольку для того, чтобы оказывать предусмотренные Положением виды сопровождения детей и семей, они должны владеть знаниями по педагогике, психологии, юриспруденции и др. Поэтому, по мнению экспертов, необходимо в ближайшее время разработать и утвердить профессиональный стандарт для воспитателей организаций для детей-сирот.
По словам Ирины Романовой, в октябре-ноябре текущего года Минобрнауки России запросит у регионов информацию о том, сколько организаций для детей-сирот работают по новым правилам. К мониторингу ситуации планируется подключить также региональные общественные палаты.
В то же время, по мнению участников мероприятия, о результатах применения новых правил организации деятельности учреждений для детей-сирот можно говорить не ранее чем через год, поскольку в настоящее время они проводят и организационно-штатную реорганизацию, и ремонтные работы – в связи с требованиями обеспечить проживание детей в помещениях квартирного типа с несменяемыми воспитателями.
В заключение эксперты призвали не забывать о том, что в приоритете всегда должна быть работа именно с кровной семьей ребенка, какой бы сложной ни была ситуация в ней. Для этого нужно, в частности, вести профилактическую работу с трудными и неблагополучными семьями и родителями, которые находятся под угрозой лишения родительских прав, а в случае помещения ребенка в организацию для детей-сирот – не препятствовать его общению с семьей (разговорам по телефону, встречам и т. д.). И только в случае невозможности возвращения детей в свои семьи можно начинать заниматься подбором подходящих для них приемных семей. Пока же, к сожалению, качество профилактической работы по предотвращению сиротства и работы по возвращению детей в кровные семьи в России оставляет желать лучшего.