ОП РФ предлагает привлечь общественность к экспертизе школьных учебных пособий
Член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и образования Роман Дощинский считает, что оценку учебникам должны дать не только эксперты, но и обычные граждане. По его мнению, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – закон об образовании) оставил открытым ряд вопросов по разработке учебных пособий и включению их в перечень учебников, рекомендованных к использованию школами.
Так, например, законом об образовании не определен субъект, который должен формулировать задание на разработку и издание учебных пособий. Роман Дощинский полагает, что такую обязанность целесообразно возложить именно на государство. Кроме того, член ОП РФ указал на то, что нормы закона об образовании фактически не соблюдаются. Действующая редакция документа регламентирует, что школы свободны в выборе учебно-методического обеспечения (ч. 2 ст. 28 закона об образовании). При этом на практике, по его словам, закупкой учебников занимается не сама образовательная организация, а региональный оператор (например, соответствующий департамент регионального министерства образования).
Кроме того, законодательство закрепляет за учителями право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания (п. 4 ч. 3 ст. 47 закона об образовании). Но результаты анкетирования, проведенного общественной организацией "Независимая ассоциация словесников", свидетельствуют о том, что лишь 30% учителей выбирают учебники самостоятельно.
Для решения этих проблем Комиссия по развитию образования и науки Общественной палаты РФ во главе с Романом Дощинским предложила создать специальный портал "Народная экспертиза учебников". Для зарегистрированных на этом портале пользователей будет доступна возможность оценить учебные пособия, а также оставить свое мнение о них. Предполагается, что отзывы пользователей в дальнейшем будет учитываться при подготовке перечня учебников, рекомендуемых к использованию в школах.
Роман Дощинский также отметил, что с начала работы Научно-методического совета по учебникам при Минобрнауки России в 2014 году из этого перечня была исключена почти половина учебников. Еще в конце 2012 года в этот перечень входило около 2,5 тыс. изданий (приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. № 1067). Последние изменения в Перечень учебников были внесены в июне этого года, и на сегодняшний день он включает в себя чуть более 1 тыс. изданий (приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576).
Резкое сокращение списка рекомендуемых учебных пособий начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Ирина Ланкина объяснила ужесточением требований к ним. Так, сегодня все учебники должны пройти научную, педагогическую, общественную, этническую и региональную экспертизы (п. 3 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования). К тому же с 1 января 2015 года для издательств, выпускающих учебники, появилось новое требование: теперь они должны представлять на экспертизу в Минобрнауки России не только бумажные, но и электронные версии учебных пособий.