ОП РФ проводит мониторинг российских школ на наличие условий для обучения детей-инвалидов и организации инклюзивного образования
В рамках исполнения рекомендации Президента РФ Владимира Путина Общественная палата РФ проводит проверку российских школ по реализации государственной политики в области обеспечения доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к качественному образованию. Об этом сообщается на официальном сайте палаты.
При проверке школ общественники учитывают подготовленность школ как для школьников-колясочников, так и для детей с ограничениями здоровья по зрению, слуху и т. п. Особое внимание проверяющие обращают на такие параметры, как наличие пандусов и тактильной плитки, оборудование санузла, доступность всех этажей школы для таких учеников и т. д. Также проверяется наличие специального учебного оборудования, методических пособий и учебников со шрифтом Брайля. При этом важно, чтобы в школе работали педагоги, которые умеют пользоваться соответствующей техникой, а также индивидуальные помощники для детей с ограниченными возможностями (тьюторы).
К настоящему времени завершен пилотный проект по проверке школ Вологды. Из восьми проверенных в этом городе школ условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья созданы только в трех, и то частично. Секретарь Комиссии по экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты Вологодской области Анна Хрястунова подчеркнула, что школы, которые обучают таких детей, нуждаются в дополнительных преференциях на законодательном уровне. По ее словам, Молодежный парламент Вологодской области совместно с Общественной палатой РФ уже приступил к разработке соответствующих рекомендаций для профильных министерств и ведомств.
Вопрос о проблеме условий инклюзивного образования в школах был поднят членом ОП РФ Дианой Гурцкой на пленарном заседании Общественной палаты РФ, состоявшемся 23 июня 2015 года. Тогда она сообщила о том, что в настоящее время под предлогом создания инклюзивных учебных заведений фактически происходит ликвидация специальных детских садов и школ. К примеру, существует практика укрупнения образовательных учреждений, осуществляющих обучение детей с различными ограничениями по здоровью и реализующих совершенно разные реабилитационные методики. Диана Гурцкая отметила, что внедрение инклюзии должно быть постепенным, без ущерба качеству образования детей с ограниченными возможностями.
Мониторинг образовательных учреждений должен быть проведен Общественной палатой РФ при участии общественных палат регионов до 1 февраля 2016 года.