Разработан порядок оспаривания актов органов власти, имеющих нормативные свойства
КС РФ своим постановлением от 31 марта 2015 г. № 6-П признал неконституционным п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", устанавливающий полномочия ВС РФ по рассмотрению административных дел об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов власти и ведомств, государственных внебюджетных фондов и госкорпораций, в той части, в какой указанная норма не предусматривает возможность оспаривания документов, не являющихся нормативными правовыми актами, но разъясняющих положения последних. Суд предписал федеральному законодателю внести в действующее законодательство изменения, направленные на установление особенностей судебного рассмотрения дел об оспаривании актов федеральных органов госвласти, которые не являются нормативными правовыми документами, но обладают нормативными свойствами (например, писем, разъяснений и т. п.).
В целях реализации предписаний КС РФ Минюст России разработал проекты нормативных правовых актов1, регламентирующих порядок оспаривания актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения действующего законодательства и обладающих нормативными свойствами. Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.
Необходимые поправки планируется внести в Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", дополнив перечень дел, которые ВС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции, административными делами об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения действующего законодательства и обладающих нормативными свойствами. Также полномочия по оспариванию таких актов предлагается предоставить судам общей юрисдикции.
При этом в Кодексе административного судопроизводства РФ могут закрепить процессуальные особенности рассмотрения дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения действующего законодательства и обладающих нормативными свойствами. В частности, предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами, смогут обратиться лица, в отношении которых применен этот акт (а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым актом), общественные объединения, прокурор, Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, а также ЦИК РФ, региональная и муниципальная избирательные комиссии.
Какие документы должны быть приложены к исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта, узнайте из раздела "Правосудие" Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Согласно проекту, при рассмотрении административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд будет выяснять нарушены ли права, свободы и законные интересы истца, обладает ли данный акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц, и соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им норм права. По результатам рассмотрения административного дела суд будет принимать одно из следующих решений – об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Также предлагается взимать государственную пошлину с истца, подающего административное исковое заявление об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения действующего законодательства и обладающих нормативными свойствами. Размер такой госпошлины для физических лиц может составить 300 руб., для организаций – 4,5 тыс. руб.