Минобрнауки России предложило перечень обязательных условий, которые должны обеспечить образовательные учреждения для обучения инвалидов
Минобрнауки России вынесло на общественное обсуждение проект Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи1. Так, предлагается обязать руководителей образовательных учреждений независимо от их организационно-правовой формы обеспечить возможность входа в образовательные учреждения инвалидов и выхода из них (в том числе с помощью персонала), а кроме того – возможность самостоятельного передвижения их по учреждению, а также с использованием сменной кресла-коляски.
Инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, сотрудники образовательной организации должны будут сопровождать по территории учреждения. Кстати, проект предполагает также обучение сотрудников образовательного учреждения, которые должны будут рассказывать инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в доступной для них форме о том, в каком порядке предоставляются образовательные услуги, как оформить необходимые документы, где расположен тот или иной кабинет и как к нему добраться и т. д.
Предполагается, что образовательное учреждение должно будет обеспечить также наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления образовательных услуг (в том числе на информационном стенде), выполненных шрифтом Брайля и на контрастном фоне. В одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий (а в случае необходимости – и в классных комнатах), должны будут присутствовать аудиоконтур и звукоусиливающая аппаратура.
Ведомство предлагает образовательным учреждениям оказывать услуги инвалидам по слуху с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска сурдо- и тифлосурдопереводчика. А при наличии специального документа об обучении собаки-проводника инвалид сможет беспрепятственно проводить ее на территорию образовательного учреждения.
Образовательные учреждения, согласно документу, должны будут обеспечить также наличие кадров, которые имеют образование и квалификацию, позволяющую осуществлять обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Предполагается, что этим условиям должны будут соответствовать и центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Планируется, что новые требования будут обязательными для введенных с 1 июля 2016 года в эксплуатацию объектов (зданий, помещений), в которых предоставляются услуги в сфере образования, в том числе после их капитального ремонта, реконструкции и модернизации.
Общественное обсуждение проекта документа продлится до 31 июля.