"Миграцию" юридических лиц могут законодательно ограничить
Законодательное Собрание Вологодской области предложило механизм предотвращения такой схемы ухода от уплаты налогов, как "миграция" организации1. Речь идет о смене места нахождения юридического лица при "переезде" юридического лица из одного субъекта РФ в другой. Региональный представительный орган отмечает, что недобросовестные налогоплательщики нередко используют такую схему для уклонения от уплаты налогов, в том числе в целях избежания камеральных и выездных налоговых проверок, затягивания сроков проверок для невозможности взыскания недоимки, а также сокрытия деятельности по участию в схемах уклонения от уплаты налогов.
Для пресечения подобных действий предлагается ввести два дополнительных основания для отказа в регистрации организации в другом субъекте РФ:
- наличие у юридического лица недоимки по налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам;
- наличие решения о проведении в отношении юридического лица выездной налоговой проверки. Предполагается, что если в ходе налоговой проверки налоговые правонарушения не выявлены, налоговый орган сможет отказать в регистрации до даты составления акта налоговой проверки. В противном случае – до даты вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности.
Эти же основания отказа налогового органа в регистрации юридического лица предусмотрены и для еще одной ситуации: когда недобросовестный налогоплательщик принимает решение о реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, постоянно действующий исполнительный орган которого находится по адресу в другом субъекте Российской Федерации.
Узнайте, обязательно ли в решении о выездной проверке должны быть указаны конкретные налоги, подлежащие проверке, из "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
В случае принятия закона на основании данного законопроекта изменения будут внесены в ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Предполагается, что эта мера позволит повысить эффективность налогового администрирования как в части урегулирования задолженности, так и в части проведения мероприятий налогового контроля. Разработчик законопроекта подчеркивает, что предлагаемая инициатива становится особенно актуальной на фоне роста задолженности по налогам и сборам (за 2014 год этот показатель увеличился более чем на 30 млрд руб., или на 5,1% по сравнению с 2013 годом).