На изменения в порядок проведения ЕГЭ может быть введен мораторий на несколько лет
18 июня завершился последний экзамен ЕГЭ для основного потока экзаменуемых (п. 1.1 приказа Минобрнауки России от 3 февраля 2015 г. № 44 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году"). По данным Рособрнадзора, в этом году в сдаче экзаменов приняли участие 725 тыс. человек, из них 75 тыс. – выпускники прошлых лет. Вчера в Общественной палате РФ прошел круглый стол, на котором были подведены итоги экзаменационной кампании ЕГЭ в 2015 году.
"Результаты экзаменов еще обрабатываются и анализируются, но мы можем точно и уверенно заявить, что нет ни одного региона, ни одного муниципалитета, ни одного отдельно взятого пункта проведения ЕГЭ с аномальными результатами", – заявил заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев. Он подчеркнул, что ведомство предприняло максимум усилий к повышению доверия к ЕГЭ и недопущению утечки информации, и эти усилия принесли положительные плоды. По сравнению с предыдущим годом, средний тестовый балл увеличился практически по всем предметам (кроме информатики и ИКТ, а также биологии). Рособрнадзор связывает рост среднего тестового балла с комплексным подходом к подготовке выпускников в регионах и более ответственным отношением к экзамену самих учеников. "Из того, что я видел в соцсетях, более половины ребят отговаривали других от поиска ответов в Интернете со словами: "Все равно достоверных ответов не найдешь – лучше потрать это время на подготовку", – рассказал Анзор Музаев.
Однако замечания к процедуре проведения ЕГЭ все же есть. Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве Евгений Бунимович рассказал, что во многих пунктах проведения экзамена были проблемы с обеспечением школьников питьевой водой. Омбудсмену известны также случаи, когда учащимся для сдачи экзамена приходилось ехать на другой конец города. Член Общественной палаты РФ Любовь Духанина подтвердила наличие проблем с проездом учащихся и обеспечением их питьевой водой, а также заметила, что во многих пунктах сдачи ЕГЭ не хватало дополнительных бланков ответов. Ожидание сдачи устной части экзамена по английскому языку доходило в некоторых школах столицы до трех часов, что также недопустимо, по мнению Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве. Исполняющий обязанности директора Московского центра качества образования Павел Кузьмин объяснил, что для предотвращения таких ситуаций необходимо предусмотреть дополнительный день для сдачи устного экзамена по английскому языку.
А член Общественной палаты РФ Галина Полянская внесла следующее предложение: "Давайте сделаем единые временные рамки для всех экзаменов. Почему возникали нарушения, когда экзамены заканчивались раньше отведенного на их выполнение времени? Дети и организаторы забывали, сколько длится каждый из экзаменов". Кроме того, эксперты отметили, что необходимо решить проблему с аппаратурой, – по словам Галины Полянской, из-за сбоев в работе записывающего устройства семь человек не смогли сдать экзамен по английскому языку.
Лица с ограниченными возможностями здоровья испытали еще большие трудности во время сдачи ЕГЭ. Заведующая отделом непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья ФГАУ "Федеральный институт развития образования" Ирина Соловьева подтвердила, что сопровождающим запретили подходить к экзаменуемым с инвалидностью во время сдачи ЕГЭ. При этом в случае возникновения внештатных ситуаций присутствующие на экзамене лица не всегда могли оказать необходимую помощь. Например, так случилось, когда во время проведения ЕГЭ у одного из экзаменуемых возникли проблемы со слуховым аппаратом, что начало доставлять дискомфорт его носителю.
Что касается самих экзаменационных заданий, директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова рассказала, что по итогам экзаменационной кампании в ФИПИ поступило всего 10 обращений по вопросам их некорректности. Однако Евгений Бунимович и ответственный секретарь региональной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку Светлана Драбкина все же подвергли критике некоторые задания, в частности, по литературе. А Любовь Духанина и эксперт в сфере развития образования Станислав Климин и вовсе считают, что к ЕГЭ можно подготовиться, только занимаясь с репетитором. Сами же экзаменационные задания, по мнению специалистов, должны быть доработаны. "Ни в одном нормативном документе не написано, что все экзамены должны быть в одной форме – главное, чтобы они были независимыми. При этом непонятно, почему предметы, имеющие разное содержание, цели, форматы, сдаются по более или менее похожей схеме. Наверное, потому, что так удобно компьютеру?", – недоумевает Евгений Бунимович.
Многие эксперты уже задумываются о кампании по проведению ЕГЭ 2016 года. Начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Галина Скворцова пожаловалась, что каждый год в порядке проведения ЕГЭ происходит так много изменений, что ни педагоги, ни родители, ни сами обучающиеся не успевают к ним подготовиться. "Нужно на год-два ввести мораторий на изменения в ЕГЭ, иначе поток негатива увеличится", – предложила Галина Скворцова. "Недоверие к ЕГЭ за два последних года сильно снизилось. Однако это не значит, что наша работа окончена. Ежегодно в России при сдаче ЕГЭ в среднем нарушаются права 10% экзаменуемых. И если пока судебных процессов по данному факту нет, через несколько лет они могут появиться. Мы должны сделать все для того, чтобы этого не случилось", – подытожила Любовь Духанина.