Налоговые органы смогут обмениваться электронными документами с гражданами через личный кабинет налогоплательщика
С 1 июля 2015 года вступит в силу новая норма НК РФ, регулирующая порядок обмена документами между налогоплательщиками и налоговыми органами через личный кабинет налогоплательщика (Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"). В частности, через указанный информационный ресурс, размещенный на официальном сайте ФНС России, граждане смогут получать от налогового органа документы и передавать в налоговый орган документы (информацию) и сведения.
При этом для получения используемых налоговыми органами документов в электронной форме через личный кабинет налогоплательщик должен направить в налоговый орган уведомление об использовании личного кабинета налогоплательщика для этих целей. После получения такого уведомления налоговые органы прекратят направление документов налогоплательщику на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи до получения от налогоплательщика уведомления об отказе от использования личного кабинета.
ФНС России установила порядок и сроки направления налогоплательщиками – физическими лицами уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика для получения от налоговых органов документов. Минюстом России зарегистрирован соответствующий приказ ФНС России от 8 июня 2015 г. № ММВ-7-17/231@ "Об утверждении формы и формата уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика, а также порядка и сроков его направления в налоговые органы физическими лицами".
В частности, в уведомлении об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика должны быть указаны Ф.И.О., ИНН и подпись налогоплательщика или его представителя. При этом определен формат уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика. Он описывает требования к файлам передачи в электронной форме сведений по форме уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика.
Кроме того, установлено, что уведомление может быть представлено в любую инспекцию ФНС России (независимо от места постановки на учет) самим гражданином, через представителя, либо по почте или в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
При этом для направления уведомления через личный кабинет налогоплательщика оно должно быть подписано усиленной неквалифицированной или квалифицированной электронной подписью. Если налогоплательщик будет использовать свой личный кабинет, о чем уведомит налоговую инспекцию, то документы ему будут направляться налоговыми в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика по истечении трех рабочих дней со дня получения уведомления. Если же впоследствии гражданин откажется от использования личного кабинета, документы будут направляться ему на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Установлено, что для получения (прекращения получения) от налоговых органов налоговых уведомлений в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика начиная с текущего года физические лица направляют уведомление в срок до 1 марта соответствующего года.