Законопроект о поддержке российского софта прошел "нулевые чтения" в Общественной палате РФ
Проект федерального закона "о поддержке российского софта"1 в целом нашел поддержку у общественников, экспертов и представителей профильных ведомств в ходе "нулевых чтений" в Общественной палате РФ (ОП РФ). Теперь документ ожидает рассмотрения Госдумой в первом чтении, которое, по словам одного из авторов законопроекта – депутата нижней палаты Леонида Левина, – может состояться уже 22 мая.
Напомним, что законопроект был внесен в Госдуму 9 апреля. Документ готовился при поддержке Института развития интернета и объединений производителей российского программного обеспечения. Инициатива предусматривает создание единого реестра отечественного софта. Предполагается, что при проведении закупок государственные и муниципальные органы, госкорпорации и госкомпании должны будут приобретать только программы, включенные в этот реестр. В противном случае им придется обосновать, почему возникла необходимость покупки иностранных программ.
Скорректировать планируется как Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", так и Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ), а также Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ).
Как отметил в ходе "нулевых чтений" Леонид Левин, данный законопроект был подготовлен в рамках политики государства по импортозамещению и обеспечению информационной безопасности. По словам депутата, в сфере программного обеспечения Россия имеет действительно конкурентоспособные компании мирового уровня. "В нашей же ситуации, в условиях политического давления и прямых санкций, мы продолжаем, по сути, "кормить" западных производителей, – констатировал он.
Депутат подчеркнул, что сегодня российский софт занимает меньше 1/3 отечественного рынка. Доля же иностранных поставщиков составляет 50% на рынке сервисов обмена информации, включая электронную почту, и до 97% на рынке офисных программ. В то же время, отечественные решения вполне способны удовлетворить 2/3 спроса. С учетом того, что до 70% покупателей программ составляют государственные и муниципальные организации, законопроект, по его мнению, сможет переломить ситуацию.
По словам директора Фонда развития интернет-инициатив Кирилла Варламова, законопроект – это не преференция для российских производителей программного обеспечения, так как документ не содержит жесткого запрета на покупку иностранного программного обеспечения. Прежде всего, он призван обеспечить равную конкуренцию между иностранными и российскими производителями программ.
"Крупные западные корпорации фактически монополизировали рынок за счет маркетингового ресурса и денег, которые они тратят на поддержку продаж. Кроме того, зачастую для российских компаний физически невозможно узнать информацию о том, что есть какие–то закупки в госкомпаниях, или они узнают об этом слишком поздно, когда нереально уже ничего подготовить", – пояснил он.
Аналогичной позиции придерживается директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко. По его мнению, ситуацию с массовыми закупками программного обеспечения госструктурами исключительно у западных поставщиков и их посредников необходимо менять. "Это неправильная сложившаяся годами практика", – считает он.
Тем не менее, говоря о важности и пользе законопроекта, эксперты отмечают и необходимость совершенствования его правовых аспектов. Например, Минэкономразвития России не поддерживает предусмотренные документом поправки в Закон № 44-ФЗ о наделении заказчиков правом не приобретать российское программное обеспечение при наличии обоснований.
Вместо этого министерство предлагает установить постановлением Правительства РФ конкретный перечень классов иностранных программ, которые не могут быть объектом госзакупок, а также условия применения такого запрета. Этот подход уже применяется при закупках иностранных товаров легкой промышленности, медицинских изделий, машиностроения и при закупках для нужд обороны.
"Мы за то, чтобы устанавливать запреты и ограничения и по программному обеспечению в том числе. Тем более что такой механизм предусмотрен [ст. 14 Закона № 44-ФЗ. – Ред.], и это никак не противоречит правилам ВТО", – пояснил заместитель директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Дмитрий Готовцев. При этом он напомнил, что Минкомсвязи России уже разработан проект постановления Правительства РФ применительно к иностранному софту, в котором предлагается именно такой подход.
Однако он также подчеркнул, что для закупок, осуществляемых госкомпаниями и госкорпорациями, преференции отечественным производителя программного обеспечения, напротив, в соответствии с правилами ВТО устанавливаться не могут. "Мы предлагаем вообще убрать из законопроекта изменения в Закон № 44-ФЗ и в Закон № 223-ФЗ", – подытожил Дмитрий Готовцев.
Необходимость ужесточения законопроекта и исключения из его текста оснований для обхода заказчиками ограничительных мер поддерживает и антимонопольное ведомство. Оно, также как и Минэкономразвития России, выступает за введение запретительных мер на уровне постановления Правительства РФ. "По мнению ФАС России, внесение изменений в Закон № 44-ФЗ просто нецелесообразно", – заявила заместитель начальника Управления ФАС России по контролю размещения государственного заказа Ирина Куст.
Ряд неясностей пока есть и с реестром российского софта, создание которого предусматривает законопроект. Так, заместитель начальника управления информационных технологий ФАС России Алексей Луцкий отметил, что на данный момент ГК РФ не содержит требований об обязательной регистрации программного обеспечения. В связи с этим необходимо предусмотреть механизм проверки интеллектуальных прав на программы, которые будут включаться в реестр, чтобы избежать возможных споров о том, кому они принадлежат.
По словам председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидии Михеевой, также пока непонятно, как будут соотноситься предусмотренный законопроектом реестр российского софта и реестр программ для ЭВМ (ст. 1262 ГК РФ), в который вносятся по заявлению правообладателя как российские, так и зарубежные программы.
Неясно и как в рамках реализации этого законопроекта будут различаться правообладатели и производители программ или баз данных. Например, российская компания может приобрести права на них, но сами программы или базы данных могут быть созданы за рубежом. По мнению Лидии Михеевой, в данном случае может возникнуть "маневр" для обхода закона.
Также планируется увязать принимаемые меры защиты российских производителей софта с интеграционными процессами ЕврАзЭС, чтобы не допустить проникновения иностранных программ под видом произведенных в союзных государствах. Все эти вопросы планируется разрешить в рамках прохождения документа в Госдуме.