Налоговым органам могут предоставить доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну
Полномочия налоговых органов в части истребования документов и информации о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте могут расширить. Соответствующий законопроект1 разработан Минфином России.
Предлагается разрешить должностным лицам налогового органа при проведении налоговой проверки истребовать у аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов полученные ими при осуществлении аудиторской деятельности и оказании иных связанных с ней услуг, документы (информацию), касающиеся исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
Такое право может появиться у сотрудников налоговых органов, если указанные документы или информация не представлены им самим налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в следующих случаях:
- при проведении налоговой проверки при наличии согласия руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа или руководителя (его заместителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;
- на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Напомним, что аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные или составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании соответствующих услуг. Исключение предусмотрено для сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, либо с его согласия, а также сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг и о величине оплаты аудиторских услуг (ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").
Предлагаемые поправки планируется ввести в действие с 1 января 2016 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования соответствующего закона. Ожидается, что их реализация будет способствовать решению проблем, связанных с доступом налоговых органов к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в целях выявления налоговых правонарушений, борьбе с уклонением от уплаты налогов и финансовыми мошенничествами, деофшоризацией российской экономики и т. д.