Обновлена инструкция о порядке рассмотрения сообщений о пропавших без вести
МВД России, Генпрокуратура РФ и Следственный комитет РФ утвердили новую Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц. Об этом сообщается на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.
Необходимость обновления инструкции (предыдущая инструкция была утверждена в 2010 году) связывается с правовой неопределенностью отдельных моментов. В частности, затруднено межведомственное взаимодействие (что особенно ярко проявилось после того, как Следственный комитет РФ в 2011 году отделился от Генпрокуратуры РФ). В результате за последние четыре года даже при безвестном исчезновении несовершеннолетних граждан уголовные дела возбуждаются лишь в одном из 14 случаев.
Так, согласно документу, сообщения об исчезновении граждан, по-прежнему, будут проверяться независимо от срока давности и места исчезновения человека, наличия или отсутствия информации о месте его постоянного или временного проживания, полных анкетных данных и фотографии, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения.
Для проверки обстоятельств исчезновения лица оперативный дежурный территориального органа МВД России будет принимать сообщения, информировать следователя, определять состав следственно-оперативной группы и направлять ее на место происшествия. В ходе проверки подробно будут выясняться обстоятельства, относящиеся к событию исчезновения лица, сведения, характеризующие его личность и психоэмоциональное состояние, а также круг его связей.
Кроме того, сформирован перечень обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица. К числу последних отнесены, например, несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение гражданина с автотранспортом или с мобильными телефонами, наличие у пропавшего значительных денежных средств и т. п. При наличии таких обстоятельств следователь Следственного комитета РФ, получив сообщение, будет выезжать на место происшествия для руководства действиями следственно-оперативной группы.
В свою очередь, сообщения без обстоятельств, свидетельствующих о совершении в отношении без вести пропавшего лица преступления, будут проверяться сотрудником оперативного подразделения органов внутренних дел РФ. Сообщение, по которому возникают споры о подследственности между следственным органом Следственного комитета РФ и органом внутренних дел РФ, вместе с материалами проверки будут направляться прокурору для рассмотрения и оценки законности и обоснованности передачи такого сообщения по подследственности.
Если без вести пропавшее лицо не обнаружено и не получены данные, указывающие на совершение в отношении него преступления, оперативное подразделение органа внутренних заведет розыскное дело, которое подлежит прекращению в случае возбуждения уголовного дела.
За надлежащую организацию розыска без вести пропавших лиц и соблюдение законности при его осуществлении руководители органов внутренних дел, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, будут нести персональную ответственность. При этом надзирающие прокуроры будут организовывать систематический прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении сообщений о безвестном исчезновении лиц и исполнением утвержденной инструкции.
Отметим, что межведомственное взаимодействие в правоохранительной деятельности приобретает особую актуальность. Так, ранее в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий создавать межведомственные следственные группы для расследования особо тяжких преступлений против общественной безопасности и государственного строя – терроризма, бандитизма, массовых убийств и беспорядков, а также организованной коррупции. В такие группы планируется включать следователей Следственного комитета РФ, полицейских, сотрудников ФСКН России, а также следователей ФСБ России, если расследование относится к их компетенции.