Абитуриентам стоит обратить внимание на изменение процедуры зачисления в вузы в этом году
В этом году правила приема в вузы изменились не так сильно, как в прошлом, однако ряд отличий все же заслуживает особого внимания. О том, что необходимо знать абитуриентам 2015 года и старшеклассникам эксперты рассказали на прошедшей 2 марта в МИА "Россия сегодня" пресс-конференции на тему: "Приемная кампания – 2015: что важно знать при поступлении в вуз".
Среди основных моментов, на которые необходимо обратить внимание при поступлении, можно выделить следующие.
Изменение процедуры зачисления в вуз по общему конкурсу. Зачисление по-прежнему будет проводиться в два этапа, однако теперь не будет списков абитуриентов, рекомендованных к зачислению, в которых указывались проходные баллы на первую и вторую волну. Их заменят списки, в которых абитуриенты будут ранжированы в порядке убывания баллов, с детализацией последних. Указываться будут не только суммарные баллы, но и баллы по каждому предмету и баллы за индивидуальные достижения (подробнее о них мы расскажем ниже). При этом в первую волну (с 30 июля по 3 августа) вузам нужно будет заполнить 80% конкурсных мест абитуриентами, предоставившими оригиналы документов. Во вторую волну (с 4 по 6 августа) будет проводиться заполнение оставшихся 20% мест (п. 119 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год; далее – Порядок приема).
МНЕНИЕ
"По сути, будет работать правило: кто в первую очередь прибежит в вуз, в первую волну подаст оригинал и попадет в эти 80%, тот будет зачислен. Те, кто остались за бортом этих 80%, могут участвовать во второй волне. Интересно, что во вторую волну могут прийти люди, которые имеют более высокий балл, чем те, кто прошел в первой волне. Процедура немножко нервозная для абитуриентов и их родителей, потому что достаточно сложно будет просчитать ситуацию, где у них шансов больше, нужно будет одновременно следить за списками во всех вузах, куда они подали документы".
Учет индивидуальных достижений. В этом году при поступлении абитуриенты могут представить своеобразное портфолио – сведения о своих индивидуальных достижениях (п. 42 Порядка приема), за которые вузы могут начислять дополнительные баллы. Так, по желанию вуза могут быть учтены такие достижения, как наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских, Паралимпийских или Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира или Европы по видам спорта, включенным в программы всех трех указанных видов игр, наличие серебряного или золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне" (баллы начисляются при поступлении на обучение по специальностям, не относящимся к области физической культуры и спорта).
Также могут оцениваться аттестат абитуриента о среднем общем образовании с отличием, опыт волонтерской деятельности и участие в олимпиадах, за исключением тех, которые гарантируют особые права при приеме на обучение, и иных интеллектуальных, творческих конкурсах или спортивных мероприятиях. При этом суммарное число баллов за последние не должно быть больше 10 (п. 46 Порядка приема).
Необязательным является и учет оценки за итоговое школьное сочинение (в том случае, если вуз все же принимает решение учесть эту оценку, он может начислить не более 10 дополнительных баллов). Критерии оценки сочинений вузы могут установить самостоятельно, а могут воспользоваться теми, которые указаны в письме Минобрнауки России от 24 октября 2014 г. № АК-3761/05. Представители вузов отметили, что если они и будут учитывать результаты сочинений, то точно не на всех направлениях подготовки, поскольку на это придется потратить дополнительные средства. Отметим, что в первоначальном варианте Порядка приема начисление дополнительных баллов за итоговое выпускное сочинение было обязанностью вуза (изменения были внесены приказом Минобрнауки России от 11 ноября 2014 г. № 1442).
Выбор уровня ЕГЭ по математике. В этом году выпускники школ могут выбрать, какой уровень ЕГЭ по математике сдавать: базовый или профильный1. Следует обратить внимание, что если в перечне вступительных испытаний на конкретное направление подготовки присутствует математика, это значит, что лицу, планирующему поступать на это направление, необходимо сдавать профильный уровень ЕГЭ (вне зависимости от того, является ли математика профильным экзаменом при поступлении или нет). Если же математика для поступления не нужна, можно ограничиться базовым уровнем.
Помимо вопросов, касающихся поступления на первый курс, затронули эксперты и вопросы, связанные с окончанием вузов. Так, в этом году вузы выпустят около 700 тыс. бакалавров, часть из которых устроятся на работу, а часть – поступят в магистратуру. Первый проректор МГТУ имени Н.Э. Баумана Борис Падалкин подчеркнул, что обучение в магистратуре дает возможность работать с новейшими технологиями под руководством ведущих специалистов и может в дальнейшем помочь при трудоустройстве. Также он отметил, что спрос на инженеров на рынке труда снова растет. Эти сведения подтвердила старший аналитик рекрутингового портала Superjob.ru Дарья Шурыгина. По ее словам, в этом году вакансии в сфере строительства и производства вошли в Топ-5 сфер деятельности, в которых требуются молодые специалисты. В него также вошли вакансии в сфере IT, а на первом и втором местах расположились вакансии в сфере медицины и фармацевтики и в сфере продаж соответственно. В целом ситуация с трудоустройством молодых специалистов пока благоприятная – при общем снижении числа вакансий на рынке на 12% количество вакансий для специалистов с высшим образованием без опыта работы увеличилось на 5%. Это связано с тем, что компании сокращают издержки, в том числе за счет снижения базовых окладов для новых сотрудников.
МНЕНИЕ
"Соискатели с опытом работы пока еще не снижают свои зарплатные ожидания. Это подтверждается результатами наших опросов – порядка 30% кандидатов не готовы их снижать, еще 30% – готовы, но не более чем на 5-10%. Поэтому основное внимание в данной ситуации направлено на выпускников вузов, которые, с одной стороны, обладают подготовкой, а с другой – не предъявляют таких больших требований. Если же ситуация в экономике будет складываться плохо, это может привести к волне сокращений, и огромное количество квалифицированных специалистов окажется на рынке труда. В этом случае они будут снижать зарплатные ожидания, и на выпускников вузов работодатели будут обращать внимание куда меньше, так как за те же деньги можно будет нанять человека с опытом работы. Поэтому цифра [количество вакансий для молодых специалистов без опыта работы. – Ред.] позитивная, ей можно радоваться, но смотреть на нее надо реалистично, понимая что в нашей сегодняшней ситуации она достаточно временная".
Окончание кризиса, по мнению Дарьи Шурыгиной, положительно скажется на ситуации с трудоустройством молодых специалистов. Рынок труда начнет расти, появится большое количество новых вакансий и новых проектов, в которых можно себя проявить, а работодатели, конкурирующие за рабочую силу, будут готовы увеличивать стартовые оклады. При этом не стоит забывать о хорошем образовании, которое ценится всегда, подчеркнула эксперт.
Отметим, что 2 марта был запущен информационный интерактивный ресурс для старшеклассников и абитуриентов "Вузы России: навигатор абитуриента-2015", подготовленный Агентством социальных исследований "Социальный навигатор" при поддержке Общественной палаты РФ. Он содержит данные о 418 государственных и 103 негосударственных российских вузах. Этот ресурс позволяет узнать следующую информацию по каждому направлению обучения в конкретном вузе: количество зачисленных в прошлом году абитуриентов, их средний балл ЕГЭ и баллы самого слабого зачисленного на это направление, стоимость обучения на платной основе. Таким образом, можно сравнить условия приема в вузы и выбрать наиболее подходящий по качеству образования и стоимости обучения.