Разработаны меры по борьбе с "серыми зарплатами"
В Госдуму внесен законопроект1, направленный на усиление ответственности работодателей, отражающих в отчетности зарплату наемных работников ниже фактически выплачиваемой, а также установление ответственности работников, получающих заработную плату, в отношении которой не производилось удержание НДФЛ. Инициатива разработана Верховным Советом Республики Хакасия.
Предлагается включить в систему основных госгарантий по оплате труда работников госгарантию по выплате зарплаты в соответствии с условиями оплаты труда, установленными трудовым договором. При этом планируется запретить оплачивать труд работника в размере, не соответствующем условиям трудового договора об оплате труда. За нарушение такого запрета предусмотрена ответственность работодателя (административная или уголовная).
Кроме того, предлагается дополнительно установить ответственность налоговых агентов:
- за занижение на счетах бухгалтерского учета или регистрах налогового учета размера фактически выплаченной работникам заработной платы. За такое деяние предусмотрен штраф в размере 40% от суммы неуплаченного налога, но не менее 150 тыс. руб.;
- за выплату налоговыми агентами доходов физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам без отражения в бухгалтерском или налоговом учете (предлагается наказывать штрафом в размере 50% от суммы неначисленного, неудержанного налога, но не менее 200 тыс. руб. по выплатам в пользу каждого физического лица в налоговом периоде).
В свою очередь, налогоплательщиков НДФЛ планируется наказывать за неуплату НДФЛ в случае наличия достаточной информации о неудержании или неполном удержании работодателем данного налога. Помимо этого, их могут обязать самостоятельно уплачивать налог в случае получения сведений о невыполнении налоговым агентом соответствующей обязанности, представив налоговую декларацию. При этом, если имеющиеся у налогоплательщика сведения не позволят определить размер налога, не полностью удержанного налоговым агентом, он будет обязан сообщить о невыполнении налоговым агентом своей обязанности в налоговый орган.
Также законопроектом предусмотрено:
- установление ответственности плательщика страховых взносов за повторное совершение правонарушения в виде занижения базы для расчета страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- введение ответственности руководителей организаций, являющихся налоговыми агентами по НДФЛ, которые путем нарушения правил ведения бухгалтерского учета осуществили занижение налоговой базы по НДФЛ, а также базы для начисления страховых взносов.
Авторы законопроекта отмечают, что работодатель, занижая размер налоговой базы по НДФЛ и базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, существенно нарушает не только трудовые, но и гражданские и социальные права работника. Так, снижается платежеспособность работников, получающих справки о зарплате с заниженным ее размером, что влечет уменьшение возможностей пользоваться кредитами с приемлемыми процентными ставками. В свою очередь, уменьшенные отчисления в ПФР непосредственно отражаются на размере будущей пенсии работника.
Предлагаемые поправки планируется внести в действие с 1 января 2016 года.