СПЧ готовит реформу законодательства об НКО
Российское законодательство о некоммерческих организациях (НКО) может подвергнуться кардинальному пересмотру. Подробности возможной реформы обсуждались на заседании совместной рабочей группы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) и Минюста России. Также участие в обсуждении приняли представители Общественной палаты РФ и научного сообщества.
"Предлагается построить законодательство о некоммерческих организациях по принципу разделения на частно-правовое регулирование и публично-правовое регулирование", – охарактеризовал основную суть изменений председатель СПЧ Михаил Федотов.
В основу новой системы должны лечь два закона. Первый из них устанавит формы НКО, порядок их создания, деятельности, ликвидации и прочие гражданско-правовые моменты. Второй – будет регулировать вопросы, связанные с реализацией конституционного права граждан на объединение, и взаимоотношения НКО с государством в данном контексте. Пока эти законы имеют рабочие названия "О некоммерческих организациях" и "О праве на объединение" соответственно.
Основная задача изменений – систематизировать законодательство и разделить правовое регулирование деятельности таких разных по своей сути НКО как потребительские кооперативы, товарищества собственников и политические партии, религиозные организации. Таким образом должна получиться система из трех уровней законов: первый уровень – ГК РФ, второй – два новых закона, упомянутых выше, и третий – специальные законы о конкретных видах НКО.
МНЕНИЕ
Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:
"Например, некоммерческим партнерством может быть организация, которая защищает права журавлей, а может быть адвокатская коллегия. Это немножко разные вещи. Они по своей публично-правовой конструкции разные, а с точки зрения гражданско-правовой – совершенно одинаковые и попадают в понятие некоммерческих организаций. За счет того, что у нас нет четкой структуры в этом понятии, получается полная "свалка".
"Назрела объективная и очень насущная необходимость внесения изменений в законодательство о некоммерческих организациях, в том числе в связи с внесением изменений в ГК РФ", – отметила в свою очередь заместитель директора Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России Анна Котова.
В законе о праве на объединение планируется отразить понятия общественного, личного и группового интереса, закрепить механизмы и правовые основы реализации права граждан на объединение. Также отдельный блок может быть посвящен полномочиям и обязанностям органов государственной власти, местного самоуправления их должностных лиц в данной сфере.
Помимо этого, предполагается закрепить формы реализации гражданами права на объединение, его экономические основы, нормы о государственной поддержке, ответственность государственных и муниципальных органов, должностных лиц и положения о контроле и надзоре в данной сфере. Одновременно рассматривается возможность раскрытия в законе и права граждан на объединение без создания юридического лица и механизмы защиты интересов таких объединений.
При этом планируется, что закон о праве на объединение будет касаться не всех НКО. Например, он не затронет государственные, бюджетные учреждения и ряд других форм НКО.
По словам первого заместителя секретаря Общественной палаты РФ Владислава Гриба, закон о праве на объединение создаст гарантии невмешательства государства в деятельность НКО и, напротив, НКО в деятельность государственных органов. Кроме того, по его мнению, в документе должно найти отражение подробное определение политической деятельности применительно к НКО.
МНЕНИЕ
Владислав Гриб, первый заместитель секретаря Общественной палаты РФ:
"Закон о праве на объединение – это конституционно правовые гарантии, публично-правовые гарантии. Он будет коротким, может быть 8-10 статей, и не будет касаться корпоративных, внутренних отношений. Это, грубо говоря, отношения государства и прав граждан на объединение. Закон будет касаться как юридических лиц – НКО, так и объединений граждан. Мы не сможем дать публично-правовые гарантии, конституционно-правовые гарантии в законе об НКО, который представляет собой все-таки акт гражданского законодательства".
Также рассматривается вариант разделения процедуры регистрации НКО как юридического лица, и процедуры наделения его специальной правоспособностью. "Политическая партия как некоммерческая организация в гражданско-правовом смысле регистрируется в налоговой инспекции, но у нее ограниченная правоспособность. Как политическая партия она регистрируется уже в Минюсте России, и там она получает правоспособность политической партии”, – привел пример того, как это предложение может работать на практике, Михаил Федотов.
По словам Михаила Федотова, подобный подход, схожий по своей сути с лицензированием деятельности, поможет избежать ситуации, когда НКО в результате приостановления деятельности не имеет возможности исполнять свои гражданско-правовые обязательства. Кроме того, такой подход не потребует реорганизации НКО, в том случае, если она решит сменить специфику своей деятельности.
"Возникнув как молодежный клуб, через пять лет организация станет молодежной политической партией, и ей для этого перерегистрироваться не требуется. Необходимо пройти специальную процедуру в Минюсте России или в каком-то другом органе. Как юридическое лицо она продолжает существовать. Тогда не будет проблемы, когда приходится закрывать молодежный клуб и регистрироваться как политическая партия", – пояснила идею СПЧ заведующая кафедрой коммерческого права и основ правоведения Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Абросимова.
На данный момент инициатива по реформированию законодательства об НКО находится на стадии подготовки концепции, которую СПЧ, Минюст России и другие государственные органы и представители научного сообщества планируют обсудить 18 февраля. Окончательный вариант концепции Михаил Федотов намерен представить Президенту РФ Владимиру Путину.