КоАП РФ хотят модернизировать
В Госдуму внесен проект Общей части КоАП РФ1.
Так, в документе:
- сформулированы единые принципы административной ответственности, определяющие общие подходы к установлению административной ответственности, правил производства по делам об административных правонарушениях, к применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и мер административного наказания;
- уточнены подходы к определению содержания ряда ключевых для института административной ответственности понятий (например, причинение вреда охраняемым законом общественным интересам – общественная вредность, длящихся, неоднократных и повторных административных правонарушений);
- закреплены требования, касающиеся точности, недвусмысленности и формальной определенности нормы, устанавливающей административную ответственность за совершение конкретного деяния;
- сформулированы требования справедливости и соразмерности административного наказания, предусмотрена возможность назначения административного наказания ниже низшего предела;
- расширен перечень видов административного наказания за счет включения в него исправительных работ, отбываемых по месту основной работы с удержанием части заработка в доход государства, лишения специального разрешения (лицензии), административного запрета на посещение публичных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, ликвидации юридического лица или прекращения деятельности в качестве ИП;
- выделены категории административных правонарушений (грубые, значительные и менее значительные);
- предусмотрено освобождение от административного штрафа, если будет установлено, что исполнение такого наказания может повлечь за собой невозможность исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, если такое лицо возместило причиненный правонарушением имущественный ущерб, либо если вследствие исполнения административного наказания охраняемым законом общественным отношениям может быть причинен вред больший, чем вред, причиненный в результате совершения административного правонарушения.
По словам одного из инициаторов законопроекта – председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина, действующий КоАП РФ, принятый в 2001 году, выполнил ряд важных задач, включая объединение в одном законодательном акте массива разнородных норм об административной ответственности и мер наказания. При этом парламентарий отметил, что за время действия КоАП было принято более 350 федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в Кодекс (всего в него внесено более 2500 поправок). "Это привело к тому, что Кодекс утратил единство правового регулирования, а многие его нормы стали трудными для восприятия", – подчеркивает депутат.
"В сложившихся условиях возникла необходимость в разработке и принятии нового Кодекса с учетом всех изменений, внесенных в действующий Кодекс, а также проведенных после его принятия судебной реформы, реформы структуры и системы федеральных органов исполнительной власти, реформы законодательства об осуществлении государственного контроля, о государственной контрактной системе и о закупке товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд", – считает Плигин.
Предполагается, что в течение трех месяцев будет подготовлена и новая Особенная часть КоАП РФ. Правотворческая работа над ней уже началась. При этом намечено одновременное вступление в силу обеих частей нового Кодекса. Однако, если подготовка и принятие законопроекта займет больше времени, не исключено и поэтапное вступление в силу частей КоАП РФ.