Утверждена новая Военная доктрина Российской Федерации
Президент РФ Владимир Путин утвердил новую Военную доктрину Российской Федерации. Об этом сообщается на сайте главы государства, при этом реквизиты указа пока не названы.
Документ был одобрен на совещании Совета Безопасности России 19 декабря 2014 года. По сравнению с Военной доктриной Российской Федерации от 2010 года (утв. Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146), в нем появились два новых базовых определения: "мобилизационная готовность РФ" (готовность вооруженных сил и органов власти к выполнению мобилизационных планов) и "система неядерного сдерживания" (система мер, направленных на предотвращение агрессии неядерными средствами).
В предыдущей редакции доктрины говорилось: "Мировое развитие на современном этапе характеризуется ослаблением идеологической конфронтации". Новая редакция гласит: "Мировое развитие на современном этапе характеризуется усилением глобальной конкуренции, напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия, соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития". Также в новой доктрине сказано: "Наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации". В предыдущей редакции документа такого утверждения не содержалось.
Основными внешними опасностями в доктрине 2010 года признавались расширение НАТО, "попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах", развертывание воинских контингентов иностранных государств на сопредельных с Россией территориях, развертывание систем стратегической противоракетной обороны, нарушающих сложившееся соотношение сил, территориальные претензии к России, вмешательство в ее внутренние дела, распространение оружия массового поражения, нарушение отдельными государствами международных договоренностей в области сокращения вооружений, применение военных сил в сопредельных с Россией государствах, наличие вооруженных конфликтов в сопредельных государствах, международный терроризм.
Теперь вместо "попыток дестабилизировать обстановку в отдельных государствах" в доктрине говорится о "дестабилизации обстановки в отдельных государствах". Помимо международного терроризма, в документе упоминается транснациональная преступность в целом (в том числе распространение оружия и наркотиков). Также в новой доктрине говорится о деятельности "международных вооруженных радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации". Особое внимание уделяется "использованию информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях", установлению в сопредельных государствах режимов, враждебных России, а также деятельности иностранных спецслужб против интересов России.
Основными внутренними военными опасностями в 2010 году считались попытки насильственного изменения конституционного строя, нарушение территориальной целостности и дезорганизация деятельности госорганов. Сейчас дезорганизация деятельности госорганов исключена из списка, вместо нее в перечень включили "деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества". Также в список включено разжигание межнациональной и религиозной розни.
В военной доктрине 2010 года говорилось, что военная политика России направлена на "недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил (...) в целях обороны". В новой редакции документа из этого абзаца исключено недопущение гонки вооружений.
Также в документе прописана новая задача вооруженных сил в мирное время: обеспечение национальных интересов Россиии в Арктике. Напомним, в последнее время в РФ активно обсуждаются перспективы этого региона с точки зрения ресурсодобычи. Кроме того, в доктрину включено замечание о необходимости сотрудничества с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия.